12-летняя волонтер: девочка, победившая онкологию, учит других больных верить
В отделении онкологии киевского «Охматдета» десяток маленьких пациентов и пациенток каждые выходные замирают в холле у лифтов. А появится ли в дверях Катя? Катя Лелека – их 12-летняя подружка, психолог-доброволец и волонтер, которая несколько раз в месяц приходит, чтобы скрасить их серые больничные будни, наполненные совсем не приятными ощущениями во время тяжелых процедур.
365 дней лечения
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F11%2F38e1cb8a11870b308a2ef7e66ba04f78.png)
12-летняя волонтер Катя собирает деньги и подарки для маленьких пациентов. Фото: личный архив Татьяны Лелеки
Что они чувствуют и переживают в душе, Катруся знает не понаслышке. Раньше она и сама была пациентом этой больницы и других профильных учреждений – провела в стенах их стерильных палат день за днем целый год.
Сейчас Катя уже почти взрослая – ей 12. Главное - здоровая. Когда ей было семь лет, в дверь их спокойной семейной жизни постучал страшный диагноз – рак. Есть ли кто-то, кого не испугает эта болезнь? Тогда приговор на листе бумаги свалился на Катиных родителей как снег на голову – не было ни одной жалобы от ребенка или симптома, малейшего признака болезни. Но исследования оказались неумолимы – рак просто затаился и ждет. И лучше бы его убить до того, как он решит сам рассказать о себе ухудшением самочувствия и болью. Тогда уже может быть и поздно.
Это было обычное плановое обследование в третьем классе. УЗИ показало какое-то непонятное новообразование на почке – его заметила Катина бабушка-врач. Решили – киста. Значит, надо оперировать.
- Уже во время операции обнаружили, что это не доброкачественное образование, как мы считали, а злокачественное, - вздыхает в разговоре с Коротко про мама Кати - Татьяна.
С этого момента прежняя жизнь закончилась на целый год. 365 дней Катя с мамой провели в стерильных стенах спецучреждений: киевский «Охматдет», львовский, между ними – Институт рака…
- Мы ездили даже в Турцию, где врачи подтвердили все слова наших специалистов. И мы решили довериться украинским врачам, - вспоминает Татьяна.
Болезнь удалось победить. Кате повезло, в отличие от некоторых ее новых друзей по палатам. Их уже нет. Девочка регулярно спрашивала маму, куда они девались: не звонят, не пишут... Мама сдержанно отвечала, зная горькую правду: «Они разъехались по домам, Катрусь».
Пример Кати добавляет веры в то, что болезнь победить возможно. Фото: ФБ Таблеточки
Делают мотанки, свечи и аксессуары
Это был 2021 год. Когда началась полномасштабная война, личная война Кати с раком, к счастью, закончилась. Она вернулась в школу, наверстала пропущенные уроки, влюбилась в математику и информатику, перевелась в частную школу поближе к дому, отметки поползли вверх… Девочка даже получила стипендию. Но те больничные будни, выползти из которых удалось не всем, не отпускали ее – и Катя решила помогать тем, кто теперь занимает ее место в палатах онкоотделения. Вспомнила, насколько радостными для нее были визиты волонтеров-студентов, да хоть кого-то, кроме врачей и медсестер. Больница все же – не цирк, и акцент тут вовсе не на развлечениях для детей. А тем, естественно, скучно…
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F11%2Fb85d378786028eb7562c66e53761f2d0.jpg)
Дети из онко-отделения «Охматдета» ждут каждого появления Кати. Фото: личный архив Татьяны Лелеки
- Мама, я так ждала, когда к нам кто-то придет, - вспоминала Катруся.
В Институте рака одним из развлечений были котята, гулявшие по двору. Трогать их можно было только в перчатках, конечно. Перчатки и маску в то время Катя почти не снимала – как раз грянул ковид.
- Когда похолодало, папе пришлось купить им будку, - улыбаются в семье.
Наверняка сейчас пациентам детского онкоотделения тоже не хватает общения. И они тоже ждут добровольцев от фондов, студентов, всех, кто неравнодушен к их судьбе. И Катя решила стать одной из них.
Уже год почти каждую субботу или воскресенье Катруся с отросшими после процедур волосами с улыбкой выходит из лифта навстречу толпе соскучившихся маленьких пациентов. Кто-то – ее ровесник, кто-то – старше, есть и маленькие детки.
К каждой такой встрече она готовит мастер-класс – не только жt разговорами душу утешать. Изготавливают и разрисовывают разные поделки, украшают пеналы, наносят трафареты, делают мотанки, браслеты, свечи – на такие мастер-классы даже мамы из отделения приходят.
- У мотанок – особое значение, - объясняют. – Такая лялька забирает весь негатив, и когда выздоровеешь – ее можно выбросить вместе с болезнью. И все, ты здоров!
Так когда-то утешали и Катю.
Особенно маленькие пациенты любят термомозаику – это техника изготовления фигурок из бусинок, которые нужно держать под утюгом, после чего фигурка должна остыть. Над ней дети в больнице могут сидеть и по три часа.
Конечно, пациенты после химии восхищаются ее волосами и тем, как они быстро отросли. Катя успокаивает: «Расти начнут сразу же, как закончатся процедуры».
Мотанки , как считают дети, забирают весь негатив. Фото: личный архив Татьяны Лелеки
Собирает деньги и игрушки – подарки «за храбрость»
Также Катруся собирает игрушки для больных детей. Их они получают после тяжелых процедур – «за проявленную храбрость». А еще деньги для фонда «Таблеточки», который заботится о маленьких пациентах онкоотделений. Ее 8-летняя сестра Лиза делает свечи, а деньги от их продажи также передает в фонд.
С больными детками Катя работает после консультаций с психологом и, конечно, с разрешения медиков. И в сопровождении взрослого волонтера – ведь она еще несовершеннолетняя. Близких друзей среди юных пациентов у девочки нет – этого ей психолог советовала избегать, чтобы не привязываться. Жизнь может быть жестокой - спрогнозировать, как и когда может закончиться эта дружба, невозможно. Кате при неблагоприятных прогнозах, которые давали врачи, повезло – но так везет далеко не всем.

