В следующем году в Украине ожидается повышение минимальной зарплаты
В следующем году в Украине ожидается повышение минимальной зарплаты

В следующем году в Украине ожидается повышение минимальной зарплаты

Согласно проекту Бюджетной декларации, минималку планируется увеличивать каждые три последующих года.

Насколько ее хотят увеличить, откуда возьмут деньги и что поднимут вместе с минималкой?.

Насколько увеличится минималка?.

Согласно проекту Бюджетной декларации, минималку планируется увеличить: до 8 688 грн.

с 1 января 2026 г., до 9 374 грн.

с 1 января 2027 г.

и до 10 059 грн.

с 1 января 2028 г.

В настоящее время минимальная зарплата в Украине составляет 8 тыс.

В свою очередь НБУ в макропрогнозе за апрель 2025 г.

тоже допускает повышение минимальной зарплаты в следующем году.

В то же время цифры, которые предоставляет НБУ, скромнее тех, что заложены в Бюджетной декларации.

НБУ ожидает, что средняя минимальная зарплата в 2026 г.

вырастет с 8 тыс.

до 8 370 грн., а в 2027 г.

– до 8 950 грн.

Так или иначе, повышение минималки станет первым пересмотром социальных стандартов после заморозки на весь 2025 г.

Минимальная заработная плата – это законодательно установленный размер заработной платы за простой, неквалифицированный труд, ниже которого не может устанавливаться оплата за выполненную работником месячную норму работ.

Она не может быть меньше прожиточного минимума (сейчас для трудоспособных – 3 028 грн).

Согласно Бюджетному кодексу Украины, размер минимальной заработной платы определяется Законом о Государственном бюджете на соответствующий год.

В текущем году оплата труда работников бюджетной сферы осуществляется на основе должностного оклада работника І тарифного разряда Единой тарифной сетки, остающегося на уровне декабря 2024 г.

– 3 195 грн.

С 1 января 2026 г.

она должена увеличиться до 3 470 грн.

То есть повышение показателей произойдет с учетом прогнозного индекса потребительских цен (на 2026 г.

– 108,6%).

С 1 января 2027 г.

до 3 744 грн; с 1 января 2028 г.

до 4 018 грн.

Почему поднимают и что еще вырастет?.

Увеличение минимальной зарплаты планируется для поддержания покупательной способности населения и увеличения поступлений в бюджет.

Так как к минимальной зарплате привязаны минимальная пенсия и другие социальные выплаты, они тоже подрастут.

В частности, относительно пенсий ожидаются следующие изменения: минимальная пенсия для мужчин со стажем 35 лет и женщин со стажем 30 лет (с 65 лет) возрастет с 3 200 до 3 475,2 грн.

Рост минималки повлияет не только на доходы работников и социальные выплаты, но и на налоги и штрафы.

Размер минимального ЕСВ зависит от минимальной заработной платы.

Для всех трех групп ФЛП, плата единого налога после повышения минималки в 2026 г.

увеличится с 1760 до 1911,36 грн.

Единый налог для второй группы увеличится с 1600 до 1737,6 грн.; военный сбор для тех, кто платит единый налог – с 800 до 868,8 грн.

От минимальной зарплаты зависят и штрафы за нарушение Кодекса законов о труде.

В частности: штраф за недопуск инспектора на предприятие составляет 16 минималок и вырастет со 128 тыс.

грн до 139 тыс.

грн; штраф за работников, допущенных к работе без официального оформления, вырастет с 80 тыс.

грн до 86 тыс.

грн; штраф за работника, которому не были предоставлены законные гарантии и льготы, вырастет с 32 тыс.

грн до 34,7 тыс.

грн и т.

Кто живет на минималку в Украине.

В Украине минималку получают не только неквалифицированные рабочие, специалисты маленьких населенных пунктов и работники бюджетной сферы, но и люди с высшим образованием.

Часто реальные доходы таких работников выше, но часть выплат идет “в конвертах”.

В общей сложности, по официальным данным, около 1,5 млн украинцев получают минимальную зарплату.

“Повышение минимальной зарплаты несколько увеличит официальные доходы наименее оплачиваемых работников и может стимулировать бизнес выходить из тени”, - считает Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.

В то же время, даже обновленный уровень минималки будет оставаться недостаточным для покрытия реальных потребностей украинских семей, поскольку этот показатель существенно отстает от реальных цен.

Рост, по оценкам экспертов, не покроет базовые расходы украинцев.

В ЕС адекватным считается уровень минимальной зарплаты на уровне 50% от средней по стране с пересмотром дважды в год.

В Украине таких норм пока нет, но они могут быть введены в рамках евроинтеграционных обязательств.

Кто находится за чертой бедности.

Фактический (рассчитанный по актуальным ценам) размер прожиточного минимума для взрослого в июне 2025 г.

составил 11 464,27 грн (после налогообложения – 8 421,94 грн).

Все взрослые, получающие меньше, находятся за чертой бедности.

На самом деле, прожиточного минимума ни на что не хватает.

В продуктовую корзину входит минимальный набор товаров и услуг.

Но если украинец получает даже меньше фактического прожиточного минимума, это гарантированная бедность.

“Уровень бедности в Украине вырос.

И если и дальше будет увеличиваться разрыв между доходами и ростом цен, это приведет к ухудшению положения.

Причем для большинства населения”, - констатировала кандидат экономических наук Людмила Черенько в комментарии OBOZ.

Где возьмут деньги?.

Если учитывать, что к “минималке” привязаны все другие социальные выплаты и пенсии, и они автоматически растут при ее повышении, то денег понадобится много.

Рассчитывать на помощь Запада в этом вопросе не стоит, там наоборот пытаются стимулировать украинские власти искать деньги на свои нужды самостоятельно и стремятся минимизировать свои расходы.

Некоторые эксперты считают, что минималку поднимут за счет работодателей.

Они вынуждены будут выплачивать больше налогов в случае увеличения минимальной зарплаты.

Таким образом правительство убьет двух зайцев: увеличит приток денег в государственную казну и хоть немного повысит качество жизни беднейших слоев населения.

“Повышение минимального уровня заработной платы вынудит компании перечислять больше денег в казну.

Ведь у нас многие ведут бизнес именно так, что все трудоустроены на “минималке”, - говорит Охрименко.

В то же время вместе с минимальной зарплатой властям нужно будет повысить социальные выплаты, но слишком высокого повышения уровня, можно избежать.

“Повышение может произойти, но если суммы будут слишком неудобными для бюджета, то можно ожидать пересмотра правил подобных выплат”, - считает эксперт.

Также следует иметь в виду, что за время войны никто не считал, сколько умерло людей, которые могут рассчитывать на социальные выплаты.

Статистические ведомства сейчас работают нестабильно.

Известно, что в январе 2021 г., до начала войны, демографы говорили о том, что за последние 5 лет количество пенсионеров уменьшилось более чем на 1 млн.

Активное уменьшение количества пожилых людей началось еще до эпидемии коронавируса - как минимум, с 2016 г.

Правительство сейчас в достаточно выгодной ситуации, если можно так сказать, ведь темп смертности, к сожалению, значительно превышает темпы прироста новых пенсионеров.

А если учитывать, что уровень смертности из-за войны сильно растет (конкретные цифры мы узнаем только после ее завершения), то можно сказать, что в правительстве не ожидают, что количество пенсионеров будет расти, а значит, могут обещать более высокие выплаты.

Виктория Хаджирадева.

Теги по теме
Украина Нацбанк
Источник материала
loader