/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F2%2Fb5e775699c0386f4dfe5852edc788d60.jpg)
Почему снизились международные резервы Украины
На 1 августа текущего года объем международных резервов Украины, по предварительным оценкам НБУ, составил 43,03 млрд долл.
По сравнению с предыдущим месяцем этот показатель снизился более чем на 2 млрд долл.
Почему имеем сокращение и насколько оно критическое?.
Причины понижения.
В июле международные резервы Украины снизились и на 1 августа составили 43,03 млрд долл., что на 4,5%, или более чем на 2 млрд долл.
меньше, чем месяц назад.
“Такая динамика была обусловлена валютными интервенциями НБУ и долговыми выплатами страны в иностранной валюте.
Эти операции были лишь частично компенсированы поступлениями от международных партнеров и от размещения валютных облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ)”,- говорят у регулятора.
Главной причиной стало активное вмешательство регулятора на валютном рынке для сдерживания девальвации гривны.
За месяц НБУ продал на межбанке 3,46 млрд.
для стабилизации валютного рынка Выкуп валюты в резервы был минимальным – всего 0,3 млн.
Другой фактор, который повлиял на динамику резервов – поступления в пользу правительства и выплаты за обслуживание госдолга.
Так, в июле на счета правительства поступило 2,12 млрд долл., из которых: 1,17 млрд – помощь от ЕС в рамках инициативы G7, более 513 млн – от МВФ, 414 млн – от продаж валютных ОВГЗ, почти 24 млн – от Всемирного банка.
Параллельно Украина выплатила 793 млн.
по внешним обязательствам, включая обслуживание Облигаций внешнего государственного займа (ОВГЗ) и долг перед международными партнерами.
перечислено МВФ.
Несмотря на то, что страна получила 2,12 млрд долл.
внешней помощи эти поступления не перекрыли расходы.
Третьей причиной падения МР является переоценка финансовых инструментов (из-за изменения рыночной стоимости и курсов валют).
В июле благодаря этому фактору стоимость финансовых инструментов увеличилась на 101,5 млн.
Напомним, что по итогам июня 2025 г.
международные резервы Украины демонстрировали рост – до 45,1 млрд долл.
А перед этим в июне снизились на такую же сумму.
В марте и апреле резервы росли и достигли исторического рекорда – 46,68 млрд долл.
Несмотря на уменьшение, состояние не критическое.
Несмотря на уменьшение, объем МР достаточен для сохранения устойчивости валютного рынка.
“Объем международных резервов достаточен для сохранения устойчивости валютного рынка”, - заверил регулятор.
По оценкам НБУ, существующий объем международных резервов покрывает 4,7 месяца будущего импорта, что свидетельствует о достаточном запасе внешнеэкономической устойчивости страны.
В свою очередь, по расчетам МВФ уровень МР Украины тоже достаточен.
Ранее в МВФ использовали простое правило: МР должны покрывать три месяца импорта.
Это означает, что страна может возместить импортные расходы за три месяца даже без внешних поступлений.
Этот подход прост, но не учитывает долги, отток капитала и волатильность экспорта.
Поэтому МВФ разработал новую современную методологию – ARA.
МВФ сейчас оценивает резервы, как комплексный показатель, учитывающий: краткосрочный внешний долг (до года), уязвимость экспорта и цен на товары, отток портфельных инвестиций и банковских депозитов и потенциальные шоки капитала.
По данным МВФ, уровень покрытия резервами к показателю ARA для Украины по состоянию на данный момент составляет 1,21.
Это означает, что МР Украины превышают рекомендованный минимум МВФ, который составляет 100–150% от ARA.
Для сравнения, отношение резервов к ARA в Уругвае – 1,81, а в Венесуэле – лишь 0,23.
Это свидетельствует о том, что Украина имеет более высокий уровень резервов по сравнению с некоторыми другими странами.
“Международные резервы Украины на август 2025 г.
достаточны по методологии МВФ, поскольку они превышают рекомендованный минимум покрытия резервами к показателю ARA”, - говорит Александр Охрименко, президент Украинского аналитического центра.
В то же время, динамика резервов свидетельствует о восходящем давлении на валютную стабильность.
В июле объем покупки валюты был символическим – лишь 0,3 млн долл., что демонстрирует односторонний характер рынка.
Снижение резервов – это сигнал о том, что Украина продолжает балансировать между потребностью в стабильности курса и ограниченными ресурсами внешнего финансирования.
Почему важно иметь достаточно резервов.
Иметь достаточно международных резервов для страны критически по нескольким причинам.
Во-первых, это поддерживает денежный курс.
Резервы позволяют покупать или продавать валюту, чтобы сдерживать резкие колебания на рынке.
Это особенно важно для стран с фиксированным или управляемым курсом как Украина, где центральный банк гарантирует определенный уровень национальной валюты.
К примеру, если спрос на доллары резко растет, резервы позволяют НБУ продавать доллары и не допустить падения гривны.
Во-вторых, высокий уровень МР позволяет выполнять внешние обязательства страны.
Резервы обеспечивают платежеспособность по: краткосрочному внешнему долгу; импорту товаров и услуг; международным финансовым сделкам.
Если у страны есть резервы на 3 месяца импорта, она сможет оплачивать критически важные товары даже в случае перебоев с внешними поступлениями.
В-третьих МР помогают предотвращению финансового кризиса.
Высокие резервы повышают доверие инвесторов и кредиторов.
Они уменьшают риск оттока капитала и панической продажи активов.
Дают центральному банку подушку безопасности в случае экономического шока.
В-четвертых, МР поддерживают экономическую стабильность.
Они сглаживают колебания экономики: валютные интервенции; выплаты по долгам; финансирование критически важных расходов правительства.
Это уменьшает инфляционные шоки и поддерживает потребительскую и бизнес-стабильность.
В-пятых, МР способствуют улучшению кредитного рейтинга.
Уровень резервов учитывают рейтинговые агентства при оценке риска дефолта.
Высокие резервы означают более низкие расходы по заимствованию и более дешевые кредиты для государства.
“Международные резервы - это своеобразная “подушка безопасности” страны.
Они обеспечивают стабильность валюты, платежеспособность, финансовое доверие и экономическую устойчивость”,- резюмирует Охрименко.
Резервы и война.
Финансировать с помощью резервов войну напрямую невозможно.
Расходы на оборону – это функция правительства и государственного бюджета, а не центрального банка.
Но есть косвенные механизмы.
НБУ может продать валюту из резервов и получить гривну, а правительство купить эту валюту за гривну.
Такое обращение валюты позволяет правительству покрыть дефицит бюджета, включая военные расходы.
В то же время МР не уменьшаются кардинально, потому что гривна выводится с рынка.
Есть и другой механизм.
Международная помощь приходит в валюте, правительство продает ее НБУ и получает гривну на бюджет.
Эти гривневые ресурсы могут пойти на оборону.
Валюта же остается в резервах, то есть МР растут, даже если бюджет тратится на войну.
В то же время, такие механизмы работают, пока страна имеет доверие кредиторов и контролирует инфляцию.
Без достаточных резервов правительство не сможет финансировать расходы (в т.
военные) без риска обвала гривны, что критично во время войны.
“МР нельзя потратить напрямую на войну, но они: обеспечивают валютную стабильность, позволяют превратить международную помощь в гривну, помогают правительству аккумулировать ресурсы (в т.
на оборону) через стабильный обменный курс и бюджетную поддержку.
Это – опосредованная, но критически важная роль резервов в обеспечении способности государства вести войну”, - подводит итог Охрименко.
Виктория Хаджирадева.

