Россию выдавливают с Южного Кавказа: что означают вашингтонские договоренности Баку и Еревана
Россию выдавливают с Южного Кавказа: что означают вашингтонские договоренности Баку и Еревана

Россию выдавливают с Южного Кавказа: что означают вашингтонские договоренности Баку и Еревана

Россию выдавливают с Южного Кавказа: что означают вашингтонские договоренности Баку и Еревана

Дональд Трамп сделал еще один шаг к исполнению своей мечты — получению Нобелевской премии мира.

После того как американский президент уладил конфликт Таиланда с Камбоджей, а также Пакистана с Индией, в минувшую пятницу в Вашингтоне он мирил еще две страны. Нет, это были не Украина и Россия. В этот раз — Азербайджан и Армения: президент Ильхам Алиев и премьер-министр Никол Пашинян, а также главы МИД двух стран подписали в Белом доме пакет документов, которые должны стать основой для окончательного урегулирования более чем 35-летнего конфликта между Баку и Ереваном.

В данном пакете ключевыми являются следующие документы.

Во-первых, парафированный главами МИД Азербайджана и Армении текст соглашения об установлении мира и межгосударственных отношений с уже согласованными статьями. Во-вторых, подписанный лидерами США и Армении меморандум о «Маршруте Трампа во имя международного мира и процветания» (TRIPP). В-третьих, завизированное главами МИД Азербайджана и Армении совместное обращение в ОБСЕ о закрытии Минского процесса. В-четвертых, принятая Трампом, Алиевым и Пашиняном декларация по итогам их встречи.

Комментируя произошедшее в Белом доме, Трамп в своей традиционной пафосной манере заявил, что «нам наконец удалось установить мир. Армения и Азербайджан обязуются навсегда прекратить все боевые действия, возобновить торговлю, путешествия и дипломатические отношения, а также уважать суверенитет и территориальную целостность друг друга». В свою очередь Алиев и Пашинян откровенно льстили Трампу, проча ему Нобелевскую премию мира.

Но как бы оптимистично ни был настроен Трамп, до мира между Азербайджаном и Арменией еще далеко: подписанные в Белом доме документы носят рамочный характер. Однако это не отменяет значимости события. Само же посредничество Вашингтона, позволившее Трампу в очередной раз примерить лавры миротворца, стало возможным из-за кризиса в отношениях Москвы как с Баку, так и с Ереваном.

Так, азербайджано-российские отношения охладели после того, как в декабре 2024 года российская ПВО подбила над Грозным пассажирский самолет азербайджанской авиакомпании, а Путин так и не принес извинений. «Ледниковый период» в отношениях Баку и Москвы наступил летом, когда в Екатеринбурге российские силовики убили двух и задержали девять азербайджанцев. Но главная причина кризиса — Москва хоть и ценит Азербайджан за его запасы нефти, но не видит в Баку равноправного партнера, что бьет по национальному самолюбию Алиева и азербайджанцев.

Прекращение огня между Индией и Пакистаном: Моди опроверг заявление Трампа о посредничестве США

Конфликт достиг уже такого уровня, что Баку готов пересмотреть свою политику в отношении военно-технической помощи Киеву. Как утверждает издание Caliber.Az, если Россия продолжит наносить удары по связанным с Азербайджаном энергообъектам в Украине, то Баку рассмотрит вопрос о снятии эмбарго на поставки вооружения Украине: Россия два дня подряд целенаправленно наносила удары «шахедами» по нефтебазе SOCAR в Одесской области.

В свою очередь Ереван рассматривает Москву как ненадежного союзника, который не оказал военно-политической поддержки во время второй карабахской войны 2020 года и пассивно наблюдал, как Азербайджан силовыми средствами возвращал контроль над Карабахом во время третьей карабахской осенью 2023 года. Следствием этого стало то, что Армения не просто дистанцируется от Москвы: Пашинян предпринимает меры, сокращающие экономическое влияние и военно-политическое присутствие России в стране.

В Кремле же ненавидят Пашиняна и хотят сместить его с должности главы правительства. Ставку Москва делает на парламентские выборы, запланированные на июнь 2026 года. Однако у Пашиняна высокие шансы победить: несмотря на то, что уровень доверия к премьер-министру составляет 17%, даже с таким невысоким рейтингом он значительно опережает своих ближайших политических конкурентов. Одновременно в Кремле рассматривают и вариант дестабилизации Армении.

Поскольку баланс сил в регионе явно не в пользу Еревана, Пашинян стремится поскорее перевернуть «карабахскую» страницу истории и активно добивается заключения мирного соглашения с Баку. Это не только сняло бы угрозу возобновления военных действий с Азербайджаном, но и еще больше ослабило бы влияние России в Армении. Кроме того, нормализация отношений с Азербайджаном означала бы и нормализацию отношений с Турцией, что привело бы к открытию армяно-турецкой границы: сейчас Армения связана с внешним миром только через Иран и Грузию.

А вот Алиев, чья страна выиграла вторую карабахскую войну и вернула полный контроль над Карабахом в 2023 году, пытался добиться от Еревана максимальных уступок и зафиксировать в договоре положения, ограничивающие суверенитет Армении. Для достижения своих целей в последние годы он не раз использовал эскалацию. Больше всего Алиева интересовало решение нескольких вопросов.

Первый — отзыв Арменией международных исков к Азербайджану.

Второй — неразмещение представителей других стран на азербайджано-армянской границе.

Третий — ликвидация Минской группы ОБСЕ.

Четвертый — открытие Зангезурского коридора, который через армянскую территорию вдоль армяно-иранской границы должен соединить западные районы Азербайджана с его эксклавом — Нахичеванской автономной республикой. При этом Баку требовал создания транспортного коридора с экстерриториальным статусом, т.е. на него не должно распространяться армянское законодательство и он не будет подконтролен властям Армении.

Пятый — изменение конституции Армении, ссылающейся на декларацию о независимости, где содержится упоминание постановления «о воссоединении Армянской ССР и Нагорного Карабаха».

Своих целей Алиев постепенно достигает. В рамках переговоров о мирном соглашении Баку и Ереван уже выразили готовность отозвать взаимные иски. Ранее Ереван также отозвал представителей ЕС с азербайджано-армянской границы. В Вашингтоне было принято решение о прекращении Минского процесса.

Ко всему прочему Трамп снял ограничения на поставки оружия Баку: Конгресс в 1992 году принял поправку 907 к «Закону о защите свободы», запрещавшую предоставление государственной помощи со стороны США Азербайджану из-за блокады Армении во времена первой карабахской войны.

Частично решена и проблема Зангезурского коридора: в Вашингтоне договорились о «Маршруте Трампа» (TRIPP), который будет управляться совместным армяно-американским предприятием. При этом суверенитет и юрисдикция Еревана над дорогой будут сохранены, территориальная целостность Армении останется неприкосновенной, а Баку получит гарантированный коридор в Нахичеванскую автономную республику.

Примечательно, что в трехстороннем заявлении Армении, Азербайджана и России, подписанном в 2020 году после завершения второй карабахской войны, предполагалось, что контроль над транспортным сообщением будут осуществлять российские пограничники. Новая инициатива не предполагает участия в ней России. Теперь TRIPP обеспечит длительное присутствие Штатов в Южнокавказском регионе: как сообщает Politico, Армения согласилась предоставить США эксклюзивные права на развитие коридора сроком на 99 лет.

Следующий этап — изменение в Конституции Армении. И здесь могут возникнуть сложности, поскольку в стране должен еще пройти референдум. А в Армении достаточно недовольных уступками, которые сделал Пашинян ради спасения своей страны. При этом, как отмечает российский эксперт по Кавказскому региону Роман Черников, «убежденность Дональда Трампа, что конфликт на Южном Кавказе закончен — это страховка Еревана от новой войны».

Тем не менее уже сейчас в адрес армянского премьера звучит критика, что в декларации не отражены ни вопрос вывода азербайджанских войск с территорий Армении, захваченных Азербайджаном в сентябре 2022 года, ни освобождение военнопленных и бывших лидеров Нагорно-Карабахской республики. Недовольством в обществе непременно воспользуются в Кремле, чтобы дестабилизировать ситуацию в Армении, сместить Пашиняна и попытаться восстановить позиции России на Южном Кавказе.

После подписания документов из различных столиц зазвучали заявления, приветствующие нормализацию отношений между Арменией и Азербайджаном. Формально позитивно оценили итоги вашингтонских переговоров и в Москве. При этом представитель МИД РФ Мария Захарова не скрывала неудовольствия тем, что Москва, на протяжении десятилетий игравшая роль посредника между Баку и Ереваном, не участвовала в подготовке вашингтонских договоренностей.

Причину плохого настроения россиян понять можно: подписанный в Вашингтоне пакет соглашений не просто способствует нормализации отношений между Баку и Ереваном, а ослабляет позиции России на Южном Кавказе, который Москва традиционно рассматривает как зону своего влияния. В интересах Кремля, чтобы между азербайджанцами и армянами постоянно искрило и они еще долго не могли подписать мирное соглашение.

Но сейчас Москва впервые за десятилетия оказалась не просто на обочине мирного процесса, а в ситуации, когда ее вытесняют из ключевых механизмов — военных, транспортных, политических и дипломатических. При этом в регионе усиливаются позиции Соединенных Штатов и Турции, которые вместо России становятся ключевыми игроками на Южном Кавказе.

Для Вашингтона это не только укрепление позиций в зоне, традиционно считавшейся «задворками» Кремля, но и стратегический плацдарм у границ Ирана. И в духе бизнес-подходов Трампа — возможность заработать на эксплуатации транспортного коридора. Для Анкары — долгожданное установление геоэкономического коридора к Каспию и Центральной Азии и усиление позиций в Южнокавказском регионе и тюркском мире.

«Можно утверждать, что «миротворческая поляна» Южного Кавказа полностью перетащена из Москвы в Вашингтон. Нет нужды подчеркивать, что российская внешняя политика на постсоветском пространстве терпит очередное фиаско», — написал в своем ТГ-канале Аркадий Дубнов. Такие же оценки и у Z-сообщества. ТГ-канал «Два майора» назвал произошедшее геополитическим ударом по России: «Передача Зангезурского коридора под контроль США фактически вытесняет Россию из ключевых процессов на Южном Кавказе».

Встревожены не только россияне, но и иранцы. Советник верховного лидера Ирана Али Акбар Велаяти жестко заявил, что Тегеран не допустит перехода Зангезурского коридора под американское управление. По его словам, страна будет противодействовать планам Вашингтона в регионе, даже если Москва не окажет поддержки. Столь негативное отношение Тегерана к «Маршруту Трампа» объясняется как экономическими потерями Ирана в случае его работы, так и появлением американцев у своих границ.

Впрочем, похоже, что в Тегеране до конца не определись, какую позицию занять, поскольку позже президент Исламской республики Масуд Пезешкиан сообщил, что Иран поддерживает реализацию Зангезурского коридора, но только если он не нарушит территориальную целостность государств региона. По его словам, требования Тегерана при подписании соглашения об этом коридоре были выполнены. «Единственное, что вызывает беспокойство, — то, что эту дорогу хотят построить армянская и американская компании», — отметил Пезешкиан.

Вашингтонские договоренности знаменуют собой не только попытку завершить самый затяжной конфликт на постсоветском пространстве, но и радикальную перестройку всей архитектуры безопасности на Южном Кавказе. Но торжественные декларации не всегда являются гарантией мира. А Южный Кавказ, который не раз становился ареной для геополитических игр, так часто преподносил всевозможные неожиданности, что нынешние договоренности могут стать прологом к новой фазе противостояния.

Источник материала
loader
loader