Как Донецк превратился в обезвоженный «сектор Газа»: оккупация довела город до катастрофы
О том, что оккупанты на Донбассе довели регион до гуманитарной катастрофы, известно давно. При этом российские пропагандисты всячески пытаются сделать виновником всех бедствий Украину. Они на полном серьезе используют как обвинение словосочетание «водная блокада Украины», полагая, что именно Украина должно обеспечить оккупированные регионы водой и едой, пока оккупанты раздают паспорта РФ и рассказывают, что «здесь всегда жили только русские».
Коротко про – о том, как оккупанты превратили Донецк в обезвоженный «сектор Газа» (как его сейчас называют сами жители).
Был канал – и нет канала
С 2014 года, когда россияне, делая вид, что их нет, захватили части Донецкой и Луганской областей, они проигнорировали тот факт, что Донбасс – засушливый регион, а водоснабжение городов и поселков большей частью зависит от водохранилищ и канала Северский Донец – Донбасс.
Канал благополучно разгромили сами же боевики так называемой «ДНР», водохранилища не менее благополучно высохли почти полностью. И причиной этому была не только жара, но и заброшенные шахты, которые боевики не удосужились поставить на консервацию и которые постепенно затапливаются подземными водами. Теми самыми, которые должны были питать водохранилища, а не заполнять пустоты шахтных проходок.
Водный капут
После полномасштабного вторжения России канал практически прекратил свое существование. Донецк остался один на один с оккупантами, вдруг осознавшими, что воду им никто давать не будет даже при большом желании – водоснабжающей инфраструктуре пришел капут.
В городах и селах заволновались: вода стала появляться в кранах далеко не каждый день. Оставшиеся в живых донецкие коммунальщики – те, кого не загребли во время огульной «мобилизации» весной–осенью 2022 года - качали воду из водохранилищ. Эффекта это имело мало: из-за плохого напора и общей обветшалости коммуникаций (никто не чинил и не модернизировал донецкий водовод десять лет) вода едва доходила до третьих-пятых этажей.
Три года вода шла в домах дончан по графику: сначала четыре часа в день один раз в трое суток, потом – столько же, но раз в два дня, и на сегодня – снова четырехчасовое счастье приходит раз в три дня.
Так в Донецке появился новый символ – человек с пластиковой баклажкой. Который ходит в подвал и набирает воду там, пусть даже тонкой струйкой. Который знает, где в его районе установлены бочки с водой. И дождь воспринимает уже не как осадки, а водоснабжение. Как и конденсат из работающих кондиционеров, который, по сути, та же вода.
О том, как выживали и выживают старики и инвалиды на верхних этажах в условиях тотального безводья, лучше не говорить – тут впору говорить о пытках.
«Проект века»
«Россия-матушка» помогла, чем могла: от реки Дон протянула нитку водопровода в Донецк. По документам – полноценный водовод. В реальности – пара труб, которые загребают в себя вместе с водой песок, тину и грязь, забивая фильтры и насосы. Особой погоды водовод не сделал, разве что дончане с интересом потом прочитали о фееричном «распиле» российских бюджетных денег – около 200 млрд рублей – на строительстве этого водовода. Виновным сделали уже и без того томящегося за решеткой какого-то генерала. В Донецке оккупационные власти пожали плечами, мол, кто бы мог подумать, что произойдет такой казус?
В итоге, выяснилось, что водовод из Дона едва закрывал 5-6% потребности в воде Донецка и предместий. То есть в 2025-м вернулись к точке отсчета 2022 года.
Что Донецк имеет сегодня? Один раз в три дня с 17:00 до 21:00 часов вода идет небольшой струей. Не у всех и не везде, и не четыре часа, а гораздо меньше. По городу ездят машины-водовозки и останавливаются во дворах – можно выйти и набрать в те самые баклажки сколько унесешь. В соцсетях ходят графики подвоза воды, администрация рапортует о новых бочках с водой, установленных то там, то сям.
Оккупанты отчитываются о строительстве нового водовода, но в его эффективность люди уже не верят. Фото: t.me/chp_donetska
Пить – здоровью вредить
При этом речь идет о воде технической, а не питьевой. Питьевая давно уже существует только на прилавках магазинах по цене 5 рублей (2,5 грн) за литр. На днях оккупационные власти заявили, что цена неприемлема, и потребовали от поставщиков снизить до 3,5 рубля за литр. После чего питьевая вода исчезла из ларьков и водных автоматов.
- Вроде поставщики сказали, что они воду покупали по такой цене, что продавать по 3,5 рубля невыгодно, - рассказал житель Донецка Александр Лагутенко. – Поэтому и прекратили подвоз на несколько дней, типа забастовка. У нас по центру города ходят люди с пластиковыми бутылками, ищут воду.
Да и питьевая вода далека от стандартов: дончане жалуются, что в автоматах вовремя не меняются фильтры, и на вкус водичка становится почти технической. Некоторые поставщики не моют емкости, не обрабатывают их и не дезинфицируют. Все это чувствуется сначала во рту, потом в желудке, а потом, если не повезет, в инфекционном отделении больницы.
- И самое удивительное: с сентября хотят открыть школы и детсады на полное очное обучение! Как в условиях безводья выводить детей на учебу? Сколько надо набрать баков с водой, чтобы соблюсти элементарную гигиену в учебных заведениях, я уже молчу о питании школьников и детсадовцев – кто будет готовить им, не имея возможности лишний раз помыть нормально руки? – удивляется дончанин.
Платят за то, чего нет и не будет
Самые яростные агитаторы за «русский мир» прикусили языки и признали, что оккупанты довели город до ручки.
Даже в таком состоянии плату за воду с горожан требуют, как будто она идет из кранов в любое время суток и в достаточном объеме. А с июля еще и тарифы на водоснабжение повысили на 15%. Владельцы водомеров недоуменно вздыхают: вроде и платить не так чтобы много, но все равно – как платить за услугу, оказываемую раз в три дня?
Те же, у кого счетчиков нет, вынуждены были платить из расчета 330 литров в сутки на человека. Это не опечатка – 330 литров в сутки! Есть вода в кране – нет воды – плати, дорогой дончанин, по полтысячи рублей каждый месяц! К счастью, ценой «неимоверных усилий властей» эту норму удалось снизить до более-менее понятных 45 литров на человека. Но от этого не легче, когда на улице +35 и хочется просто облиться водой или выпить стаканчик прохладной.
Ежедневно «власти» докладывают, как они не покладая рук решают проблему. Но по слухам, воды в Донецке нет и не предвидится в ближайшем будущем. Недавно началась расчистка небольшой реки Нижняя Крынка, которая должна питать Ханженковское водохранилище и по задумке восполнить водные запасы Донецка. Пока результатов нет и тоже не предвидится. А тут еще взялась беда, откуда не ждали: из-за недостатка воды под угрозой работа Зуевской ТЭС, то есть в перспективе – еще и перебои с теплом и светом.
И в том, что из Донецка выжали все соки в прямом и переносном смысле, превратив его в ветхий нищий город, виновата вовсе не захватившая его Россия, а конечно же Украина, которая обязана была подавать воду, несмотря на обстрелы. Именно такая логика у оккупантов, и здравый смысл тут даже не ночевал.
В Донецке появился новый символ – человек с пластиковой баклажкой. Фото: t.me/chp_donetska

