/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2Fac73f0206d6dfdf8a4841107efc55528.jpg)
Большое вооружение народов. Как изменение курса Европы повлияет на судьбу Украины?
ЕС больше не полагается на НАТО или США
Война в Украине "разбудила" Европу — и теперь новая реальность безопасности касается каждой страны без исключения. Понимая масштабы российской угрозы, европейцы взяли курс на милитаризацию и это уже не политическая риторика, а конкретные бюджетные решения, контракты и новые заводы. В том числе со стороны стран, когда-то позиционировавших себя нейтральными.
Более подробно — далее в материале "Телеграфа".
Покупать, строить, мобилизовать
На днях представитель Министерства обороны Румынии заявил о планах страны ввести добровольную оплачиваемую военную службу для молодежи в возрасте от 18 до 35 лет. Такая программа будет продолжаться четыре месяца, после чего ее участники получат статус резервистов. Это лишь один из шагов, которые Румыния предпринимает в этом году в рамках модернизации своей оборонной системы и подготовки резерва.
Тем временем Польша, по информации "Телеграфа", интенсивно развивает оборонную инфраструктуру на восточной границе. Речь идет о фортификациях, разведывательных комплексах и военных складах, которые в случае чего позволят быстро среагировать на потенциальную агрессию.
Активизировались оборонные процессы и в Западной Европе. В июле Германия и Великобритания заключили исторический Кенсингтонский договор, расширяющий их партнерство по безопасности, впервые за восемь десятилетий после Второй мировой.
Но это не первый месяц, или даже год, когда европейские страны активно милитаризируются, вкладывают средства в покупку и изготовление современного вооружения, новые технологии и инфраструктуру. Речь и о тех государствах, которые традиционно придерживались нейтралитета, таких как Финляндия и Швеция.
Деньги для того, чтобы все желающие страны Европы смогли нарастить свои "мышцы", готов предоставлять сам Европейский Союз. Речь идет о плане ReArm Europe, который предусматривает мобилизацию рекордных 800 миллиардов евро оборонных инвестиций до 2030 года. Детальнее о том, как это будет работать "Телеграф" рассказал здесь.
Война рядом, поэтому требуется план Б
Так или иначе, европейские политики стремительно меняются и за этим интересно наблюдать. Как напоминает в разговоре с "Телеграфом" председатель Совета резервистов Сухопутных войск Иван Тимочко, Европейский Союз изначально создавался как экономический проект, ориентированный на свободную торговлю, развитие крупных компаний и финансовое влияние между странами-членами. Однако современные реалии показали, что без мощной армии невозможно защитить ни экономическое процветание, ни собственное благосостояние.
Например, в Хельсинкских целях 1999 года ЕС официально заявлял о намерении создать силы быстрого реагирования. По плану, это должна быть группировка из 50-60 тысяч военных, которые могли бы развернуться в течение двух месяцев и действовать самостоятельно не менее года. Однако на практике эти силы так и не были созданы.
Следовательно, единственным реальным инструментом ЕС в сфере безопасности остался так называемый "фонд мира" или European Peace Facility (EPF). Он заработал в марте 2021 года, чтобы финансировать оборонные инициативы вне общего бюджета ЕС. Среди ключевых задач EPF было предотвращать конфликты, поддерживать мир, укреплять международную стабильность. На практике это означало помощь странам-партнерам, в том числе посредством поставки военной техники. Именно эти механизмы помогли оказать быструю военную поддержку Украины в начале полномасштабного вторжения России в 2022 году.
"С тех пор в фонд начали направлять всё больше средств. По последним данным, на начало 2025 года объём помощи Украине через EPF достиг около 11 миллиардов долларов США. Эти средства пошли на оружие, снаряжение и боеприпасы. Однако перед ЕС встала ещё одна серьёзная проблема: все поняли, что членство в НАТО не даёт абсолютных гарантий коллективной безопасности", — говорит Тимочко
По его словам, это стало особенно заметно после решений новоизбранного президента США Дональда Трампа и позиции некоторых лидеров НАТО, в частности, премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. А еще Североатлантический альянс – это, конечно, хорошо. Но среди его членов и Турция, которая нередко руководствуется собственными интересами, не всегда понятными для европейских партнеров.
Развеялась и вера европейских стран в две важные вещи. Во-первых, в "зонтик" безопасности со стороны США. Во-вторых, в том, что малые контрактные армии могут без помощи других вести полномасштабные боевые деяния. Ведь на евразийском континенте появился новый проблемный игрок – Китай. И он, и Россия это большие страны, способные потенциально мобилизовать миллионы граждан.
"США, со своей стороны, фактически заявили: "Хотите сотрудничества — покупайте наше оружие". И получилось так, что Европейский Союз, имея мощный военно-промышленный комплекс и производителей оружия, но проводя политику без акцента на милитаризацию, оказался в сложной ситуации", — объясняет эксперт.
Поскольку Россия полностью игнорирует международные правила, ее агрессивная политика для западных стран перестала рассматриваться как абстрактная угроза. Это значительно усугубило ситуацию с безопасностью во всем мире, особенно в Балтийском регионе, который сейчас переживает самый опасный период со времен холодной войны. Европейские лидеры, по словам Тимочко, наконец-то серьезно начали беспокоиться перспективой затяжной войны и возможным распространением конфликта.
"Следовательно для ЕС возникла необходимость либо создать новое объединение, либо кардинально усилить имеющееся — как финансово, так и военно. Они решили инвестировать в развитие собственного военно-промышленного комплекса и армий, создавать объединенные силы и совместные военные предприятия", — считает Иван Тимочко.
Что это значит для Украины сейчас и дальше?
То есть, европейские страны решили заранее вооружиться против российской агрессии и не позволить Китаю достичь точки невозврата, поэтому делают ставку на развитие собственного военно-промышленного комплекса. Сегодня это происходит по двум направлениям. Во-первых, они масштабируют производство традиционного оружия. Во-вторых, активно развивают сферу роботизированных систем, и здесь украинский опыт вызывает у них особый интерес.
По словам председателя Совета резервистов Сухопутных войск, такое корпоративное сотрудничество созрело не сейчас, а еще в 2023 году. Тогда в Украине проводились большие съезды ведущих мировых производителей оружия. Уже на следующий год на крупных международных оружейных выставках в США и Европе производители открыто заявляли: тактические и технические изменения в их продукции основываются на опыте боев в Украине. Иными словами, они представили оружие, которое доказало свою эффективность в противостоянии с российскими и советскими образцами.
"Если взять китайское вооружение, то в его основе либо переданные технологии Советского Союза 1960–1970-х годов, либо скопированные западные образцы того времени. Поэтому оно также не демонстрирует высокой боеспособности. Если бы Китай чувствовал себя достаточно сильным и уверенным, он бы не медлил с началом масштабной войны (за Тайвань. — Ред.)", — считает Тимочко.
По его словам, готовность Европы инвестировать в собственный военно-промышленный комплекс – это лишь одна сторона медали. С другой стороны, европейцы понимают, что без инвестиций в Украину они не смогут получить преимущество, которое позволит им опередить будущие угрозы.
"Недаром Украина разрешила иностранным производителям оружия использовать украинские полигоны и даже фронт для апробации своей только что изготовленной техники. Это существенно сокращает цикл испытаний и позволяет сразу совершенствовать вооружение. Поэтому сотрудничество взаимовыгодно, и европейские страны готовы вкладывать в него средства", — говорит эксперт.
По его словам, пока Россия еще не отважилась на масштабную эскалацию, а Китай не активизировался, странам действительно лучше не терять темп. Годами, сосредотачиваясь на социальных благах и либерализации, европейские государства собственноручно ослабляли себя. Теперь пора наверстывать упущенное.
Хотя и не вся Европа просыпается, отмечает эксперт по военным вопросам Института евроатлантического сотрудничества Игорь Козий.
"Если посмотреть, например, на Испанию или Португалию — там подходы совсем другие, чем во Франции, Германии или Италии. Греция тоже не прилагает достаточно усилий в этом направлении. Европа разнородна", — говорит он в разговоре с "Телеграфом".
Но существует ли риск, что со временем страны, ныне наращивающие собственные армии, предпочтут оставить отдельные образцы вооружения себе вместо передачи Украине?
В такую перспективу председатель Совета резервистов Сухопутных войск не верит. По его словам, сейчас формируется тенденция к объединению усилий и даже созданию совместных заводов. На его взгляд, чем больше таких предприятий, тем более взаимозависимыми становятся страны, а значит — тем активнее они обязаны защищать друг друга.
Он отмечает, что крупные концерны уже работают в тандеме: французско-британские, немецко-итальянские, а также в рамках совместных программ эксплуатации самолётов F-15 и F-35, в которых участвуют Нидерланды, Германия и другие страны.
"Танки Leopard являются наглядным примером недостатков предыдущего подхода. Разные страны передавали Украине "одну и ту же" модель, но фактически эти танки конструктивно отличались. Корпус и название те же, но "начинка", программное обеспечение и технические детали разные. Это усложняло обслуживание и унификацию. Поэтому сейчас ставка делается на технические характеристики. стандарты", — делится эксперт.
Ведет ли совместный ОПК Европы к созданию единых войск?
Кроме общих проектов с "железом", страны делают ставку и на усиление человеческого ресурса — армейских резервов. И по состоянию на 2025 год, шесть участников "коалиции желающих", в которую входит около 30 стран, якобы были готовы дислоцировать свои вооруженные силы на украинской территории в рамках миротворческой операции. Речь идет о Великобритании, Франции и балтийских государствах (Эстония, Латвия, Литва). Об этом сообщало агентство AFP со ссылкой на источники в правительственных кругах.
Впрочем, речь идет лишь о "зрелых планах" отдельных государств по развертыванию многонациональных сил поддержки в Украине после завершения боевых действий.
Как известно, украинское законодательство с 2000 года регламентирует механизм пребывания иностранных военных подразделений, которые должны быть узаконены из-за межгосударственных договоренностей при поддержке парламента и правительства Украины. Вместе с тем международное право (в частности, Устав ООН) исключает возможность официально дислоцировать иностранные войска на территории Украины без объявления совместной операции или международной миссии. А согласованного и положительного решения по этому поводу между странами ЕС нет. Среди главных препятствий – нехватка единства. Достичь консенсуса между 27 странами-членами, каждая из которых имеет свои требования и взгляды, это крайне сложная задача.
"Решение о размещении европейских военных в Украине во время боевых действий напрямую зависит от воли избирателей. Но даже самая близкая к нам Польша от такой идеи отказалась", — говорит Игорь Козий.
Напомним, премьер-министр Польши Дональд Туск заявлял, что Польша не будет отправлять свои войска в Украину, а сосредоточится на охране собственной границы с Россией и Беларусью и организации центра передачи оружия и помощи Украине. Министр обороны Польши Владислав Косиняк-Камиш подтвердил, что Польша не рассматривает возможности направления своих солдат в Украину ни сейчас, ни в будущем.
"Да, у нас есть военные атташе всех стран, представленных в Украине, но это не батальоны, не бригады и не дивизии. Это отдельные военнослужащие, которые находятся здесь исключительно в рамках обучающих миссий", — говорит Козий.
Как объясняет "Телеграфу" председатель Совета резервистов Сухопутных войск Тимочко, чтобы покрыть линию фронта протяженностью более 1200-1500 километров, от союзников понадобится не менее 100 тысяч военных. Но это лишь при условии, что у них будет мощная ракетно-авиационная поддержка. Если речь идет только о пехоте, то такая сила вряд ли сможет существенно повлиять на ситуацию: сейчас на фронте привлечено около 1,5 миллиона военных с обеих сторон.
Важно также понимать, что иностранные войска преимущественно не имеют опыта крупномасштабных боевых действий. Большинство современных армий могут похвастаться только одним-двумя батальонами, участвовавшими в миротворческих миссиях, и даже там действовали в условиях абсолютного превосходства над противником.
Однако, по мнению Ивана Тимочка, сценарий появления иностранных войск на территории Украины еще до заключения мирного соглашения или прекращения огня в определенных условиях может реализоваться.
Правда, в этом случае действует оговорка "будь осторожен в своих чаяниях". Ведь иностранные войска могут быть не только союзными. Представим ситуацию, когда на территорию Украины заходит "венгерский контингент" — как их следует трактовать?
"Смогут ли, скажем словацко-венгерские формирования в составе объединенных войск эффективно работать вместе? Не случится ли так, что часть таких сил использует обстоятельства для дестабилизации и зайдет на Закарпатье и попросту там закрепится? Такие риски могут быть не меньше открытой агрессии", — считает председатель Совета резервистов Сухопутных войск Иван Тимочко.
Следовательно, по его словам, эффективное привлечение таких сил возможно только при нескольких обязательных условиях. Во-первых ,нужны общие штабы и коллективное управление, где украинские генералы будут иметь право ставить задачи подразделениям союзников, а те будут работать по единой стратегии и тактике. Во-вторых, необходимо совместное использование вооружений и логистики. В-третьих, важна полная интеграция в систему коллективной обороны. Иначе будет хаос.
"По моему мнению, создать в Украине такое коллективное управление в ближайшие годы возможно. Уже сейчас есть основа для взаимодействия — формат "Рамштайн", координирующий вооружение, обучение и стандарты", — говорит он.
Впрочем, подчеркивает, что военное присутствие возможно исключительно в рамках коллективных инициатив и единичные миссии [кроме учебных] нереалистичны. К примеру, бесполезно надеяться, что европейские государства отправят в Украину отдельные подразделения ПВО или саперов без официального вступления в боевые действия. Главный вопрос: кто будет обеспечить безопасность таким военным?
"Даже мелкий инцидент может стать политической катастрофой. В марте 2025 года во время литовских учений НАТО погибли четыре американских военнослужащих. Их эвакуационная машина M88 Hercules провалилась в болото у полигона Пабраде. Тогда проводились многонациональные поисково-эвакуационные работы. представим, что на линии разминирования в Украине погибает 20 солдат элитного саперного подразделения Франции (те самые "бородачи в кожаных фартуках", которые дефилируют на парадах), Макрон может потерять президентское кресло", — объясняет эксперт.
Кто считает деньги — тот зарабатывает миллиарды на оборонке
Страны, которые поставляют оружие Украине, обычно не зарабатывают непосредственно на военной помощи, ведь большая часть систем вооружений предоставляется как подарок в рамках военной поддержки и стратегических альянсов. Однако есть определенные экономические и промышленно технологические нюансы, в результате которых они получают прибыль.
Известно, что Украина возглавляет рейтинг самых крупных импортеров оружия в мире. По данным авторитетного Стокгольмского института SIPRI, с 2020 по 2024 год мы получили 8,8% всего глобального рынка.
Оружие Украине предоставляют по меньшей мере 35 стран, впрочем, ведущую позицию занимают Соединенные Штаты. Они же контролируют весь мировой оружейный рынок. Их доля в экспорте вооружений выросла с 35% в 2015-2019 годах до 43% в 2020-2024 годах. Всего около 35% американского экспорта оружия идет в Европу. Среди них — Германия, Польша, Франция, Великобритания и другие члены НАТО, активно укрепляющие свои армии. Также оружие от США получает Саудовская Аравия и Израиль.
Франция сама по себе влиятельный игрок, поэтому удерживает вторую позицию в глобальном экспорте военной техники (9,6% ). Страна снабжает вооружением 65 стран. Ее европейские поставки выросли почти втрое — преимущественно из-за истребителей для Греции и Хорватии и военной помощи Украине. Основным потребителем французского вооружения является Индия (28%), вторую позицию удерживает Катар (около 10%).
Также зарабатывает на оружии Южная Корея, активно вооружающая Европу, Турция, Италия и Израиль.
РФ взамен существенно потеряла позиции на рынке, где еще недавно чувствовала себя хозяином. Российский экспорт вооружений за последние пять лет снизился на 64%. Подобные проблемы начались еще до полномасштабного вторжения в Украину.
Следует отметить, что такие данные принадлежат времени перед победой Трампа на выборах и блокирования оборонной помощи Украине. Поэтому в дальнейшем тенденция может выглядеть по-другому. Напомним, блокировкой помощи Украине с оружием в 2025 году занимался американский министр обороны Пит Гегсет. Он несколько раз самостоятельно приостанавливал поставки вооружения из-за опасений снижения запасов боеприпасов в США.
Кроме того, как подчеркивает в разговоре с "Телеграфом" Иван Тимочко, когда Трамп потребовал от европейских стран закупок американского вооружения, для части правительств стали понятно: собственные образцы по качеству не уступают американским, но имеют преимущество местного производства.
В 2025 году акции немецкой Rheinmetall выросли на 181%, тогда как французский оборонный сектор за последний год продемонстрировал прирост на 41%.
"Это стало стимулом для стран, которые умеют и хотят считать деньги, но при этом заботятся о собственной безопасности. Они поняли, что могут быть конкурентоспособными на новом рынке, который ранее для них практически не существовал. Если раньше доминировали рынки энергоносителей, услуг или гражданских технологий, то теперь открылся рынок вооружений — перспективный и финансово выгодный, ведь он создаёт рабочие места и обеспечивает стабильное развитие", — подытожил председатель Совета резервистов Сухопутных войск Иван Тимочко.

