/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F33%2F29cdf1e3cc6bf954ab8482b1a59a2275.jpg)
В Украине обновили Государственный стандарт начального образования
Министерство образования и науки Украины объявляет о начале общественного обсуждения проекта обновленного Государственного стандарта начального образования.
По данным ведомства, действующий стандарт принят в 2018 году. Согласно законодательству, государственные стандарты подлежат пересмотру как минимум раз в 8–10 лет.
Обновленный стандарт вводит ряд структурно важных элементов, отсутствующих в предыдущей редакции Государственного стандарта начального образования.
1. Впервые определен компетентностный потенциал каждой образовательной области.
В документе четко определено, какие именно компетентности должна сформировать начальная школа в рамках каждой из девяти областей — языково-литературной, математической, естественнонаучной, технологической, информатической, социальной и здоровьесберегающей, гражданской и исторической, художественной, а также области "Физическая культура". Это поможет педагогам лучше подбирать учебное содержание и формулировать цели взаимодействия с учениками и ученицами.
2. Упорядочены требования к результатам обучения и введены ориентиры для оценивания.
Каждая область получила детализированные ориентиры для оценивания, что позволяет прозрачно планировать образовательный процесс, своевременно выявлять трудности и поддерживать развитие каждого ребенка. Это решение усиливает связь между обучением, оцениванием и результатами.
3. Учтено языково-культурное разнообразие и потребности детей с ООП.
В стандарте появились отдельные требования к результатам обучения для детей, которые получают образование на украинском жестовом или иностранном жестовом языке, а также для тех, кто обучается на языках национальных сообществ. Это важный шаг к реализации инклюзивного образования.
4. Обеспечена связь между всеми уровнями образования.
Обновленный стандарт логично согласован со стандартами базового среднего образования (2020) и профильного среднего образования (2024). Благодаря этому содержание образования в 1–4 классах не рассматривается отдельно, а является частью целостной образовательной траектории ребенка на протяжении всей школы.
5. Стандарт опирается на уже имеющуюся практику.
Для учительниц и учителей не предусмотрено радикальных изменений в подходах к обучению. Наоборот — обновление систематизирует и уточняет то, что уже используется в школах. На основе обновленного стандарта будет создана типовая образовательная программа и новые модельные учебные программы.
Общественное обсуждение продлится до 28 августа 2025.

