/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F53%2F6f7e4528f0bd6627242d14b5846abb7f.jpg)
"Традиционной войны больше нет": Залужный — о дронах, технологиях и вызовах для НАТО
С 2024 года характер войны в Украине радикально изменился: годом ранее завершился этап “традиционной” войны с танковыми колоннами и прорывами, и теперь началась затяжная фаза на истощение. В такой ситуации победу определит способность к инновациям и преимущество в технологиях.
Бывший главнокомандующий ВСУ и посол в Великобритании Валерий Залужный в интервью главному редактору LB.ua Соне Кошкиной рассказал, что конфликт все больше приобретает черты Первой мировой войны: фронт стабилизирован, а противоборствующие стороны не могут осуществить технологический прорыв. Но какие все же есть возможности выйти из этого угла?
К примеру россияне вышли из этого угла благодаря технологическим решениям. Они усовершенствовали свои беспилотные системы, как в плане FPV-дронов, которые получили управление по оптоволоконной связи, так и области ударных БПЛА типа "Шахед", получившие улучшенные характеристики.
Таким образом противник получил возможность наносить удары по тыловым объектам и логистике Сил обороны, что привело к истощению позиций украинских защитников, после чего эти позиции занимают россияне уже без надлежащего сопротивления.
Залужный считает, что в ближайшие 3–5 лет наступит технологическая пауза, за которой последует качественный скачок, из-за чего паритет сил на фронте нарушится и одна из сторон получит преимущество. В такой ситуации Украине необходимо планировать свою оборону, опираясь на технологии, на несколько шагов вперед.
"Если мы будет стараться провести ceasefire (режим прекращения огня – ред), не сформировав свою защиту на будущее, то война будет идти очень долго. Начавшись в 2014, в лучшем случае она окончится к 2034 году", — сказал Залужный.
НАТО нужно больше, чем перевооружение
В контексте российско-украинской войны бывший главком резко раскритиковал подход стран НАТО к перевооружению. По его словам, Запад по-прежнему действует в логике Второй мировой войны, недооценивая трансформацию поля боя. А простая закупка нового оружия без переосмысления тактики, структуры войск, доктрины и системы подготовки — не решает задачу.
"В НАТО думают что банальный re-equip, или перевооружение, будет для них новой волшебной палочкой, которая их выручит в любой момент. А я говорю — нет! Потому что новое вооружение тянет за собой новую тактику, а также новые формы и способы применения. Они в свою очередь тянут за собой новые структуры, где применяются, и как следствие потребность в новой доктрине применения, системой подготовки, новом финансировании. А для любой страны НАТО — это лет пять.
И кто сегодня первый придет к этому в технологическом аспекте, чтобы в будущем вернуться к re-equip, тот и будет на "коне". Но не стоит забывать, что у НАТО своя доктрина применения и развития, и она совсем не совпадает с технологическими процессами, которые присутствуют на поле боя", — пояснил Залужный.
Вместе с тем Запад уже прямым текстом говорят, что они готовятся к великой войне и на сегодняшний день озвучены сроки — к 2030 году. Поэтому срок в пять лет на перевооружение и создание новой доктрины выглядит вполне обоснованным. По мнению Залужного, момент для системных изменений в Альянсе должен был наступить минимум полтора года назад, однако этого не произошло.
"Между заявлениями политиков и практическими шагами в системе обороны, к сожалению, большая пропасть. Потому что национальная оборона таких стран, как например, Польша, которая интенсивно покупает танки, строится на возможностях коллективной безопасности и своего участия в ней. Они должны понимать как новые системы меняют ландшафт боевых действий, меняет тактику. Это большой труд. Но пока результата нет", — подытожил Залужный.

