/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2Ffb9fda32d5cbd9c03331acf421bee571.png)
Закон о НАБУ и САП, акции протеста и дело Назария Гусакова: главное из брифинга Генпрокурора
Глава Генеральной прокуратуры ответил на вопросы украинских журналистов
23 июля прошел брифинг Генерального прокурора Украины, на котором глава ведомства отвечал на вопросы представителей украинских медиа. Речь шла, в частности, и о законопроекте об ограничении полномочий НАБУ и САП.
На мероприятии побывал корреспондент "Телеграфа". Самые важные фрагменты публикуем ниже.
О законе 12244, НАБУ, САП и передаче уголовных производств
Генеральный прокурор Украины Руслан Кравченко во время брифинга подтвердил, что не намерен вмешиваться в уголовное производство в отношении министра Алексея Чернышева и не будет передавать это дело по подследственности НАБУ и САП в другие правоохранительные органы. Он подчеркнул, что такие действия были бы незаконными, а доверие к антикоррупционным органам остается принципиальной позицией Офиса генпрокурора. По словам генпрокурора, утром президент Владимир Зеленский провел совещание с руководителями всех силовых ведомств НАБУ, САП, ДБР, СБУ, МВД и Генеральной прокуратуры. Целью встречи была координация действий и предотвращение конфликтов юрисдикции.
"Мы договорились работать конструктивно, каждый в пределах своих полномочий. Нам нечего делить. Это моя четкая позиция как генерального прокурора", — подчеркнул Кравченко.
Он также пояснил, что право генерального прокурора передавать дела другим органам не является автоматическим механизмом и может быть реализовано только в исключительных случаях после глубокого анализа эффективности расследования.
"Нужно изучить материалы дела: на каком этапе находится досудебное расследование, сколько проведено следственных и негласных следственных действий, какие доказательства собраны, есть ли основания говорить о неэффективности", — отметил Кравченко.
Он подчеркнул, что приоритетом в работе остаются уголовные производства, годами находящиеся в следственных органах без принятых процессуальных решений. В частности, речь идет о деле ПриватБанка, в рамках которого государство выделило 5 млрд долларов на стабилизацию, а руководство банка, по предварительным данным, могло направить эти средства на сомнительные кредиты, нанеся масштабный ущерб бюджету.
"Если я увижу, что расследование этого дела длится годами без результата — будем принимать решения. Но опять же, только после профессиональной оценки", — заявил прокурор.
Генпрокурор особо подчеркнул: его цель — не перераспределение дел, а достижение результата в резонансных производствах. Он пообещал, что Генпрокуратура будет поддерживать расследование антикоррупционных органов, а не будет дублировать или блокировать их деятельность.
"Мы будем помогать — на стадии следствия, обвинения, в суде. Но не мешать и не перетаскивать дела. Это мое личное обещание", — подытожил Кравченко.
О процедуре принятия законопроекта
Он также заявил, что во время встречи с президентом и руководителями правоохранительных органов не обсуждалось принятие законопроекта, ограничивающего полномочия НАБУ и САП. По его словам, разговор касался координации совместной работы, а не законодательных инициатив.
"Во время встречи с президентом у нас общения о принятии законопроектов не было, потому что ни один присутствовавший там правоохранительный орган законов не принимает. Мы говорили о нашем сотрудничестве", — отметил Кравченко.
Он сообщил, что стороны договорились о регулярных рабочих встречах в формате дважды в месяц. Следующая встреча запланирована на понедельник. На ней, по словам генпрокурора, правоохранители планируют открыто обсуждать все проблемные вопросы и скоординировать действия, не вмешиваясь в компетенцию друг друга.
В то же время на вопрос о возможных нарушениях регламента во время голосования в Верховной Раде за этот законопроект генпрокурор заявил, что пока не имеет ни личного мнения, ни официальной позиции по этому поводу, поскольку не успел ознакомиться с деталями процедуры.
Кравченко отрицает потерю независимости НАБУ и САП из-за нового закона
Генеральный прокурор заявил, что не считает принятые Верховной Радой изменения в законодательство подрывающими независимость НАБУ и САП. По его словам, эти органы сохраняют свою автономию, а изменения уточнили полномочия прокуратуры в рамках уголовного производства.
"Я не считаю, что САП и НАБУ стали зависимыми. Они остаются независимыми органами и продолжают осуществлять свою деятельность. Изменения касаются только того, что в редких случаях, в рамках уголовного производства, прокурор получает соответствующие полномочия", — заявил Кравченко.
Он также подчеркнул, что отныне именно генеральный прокурор будет подписывать уведомления о подозрении в категориях, определенных законом, и заверил, что лично не будет подписывать ни один документ без надлежащих доказательств.
"Если будут доказательства, я подпишу подозрение. Если доказательств нет — моей подписи не будет. И в парламенте я это четко озвучил. Там, где я ставил подпись, все дела были завершены обвинительными актами", — добавил генпрокурор.
В то же время Кравченко признал, что не может отвечать за своих преемников в должности, и именно в этом, по мнению критиков, и заключается основная проблема с концентрацией полномочий.
"Что будет дальше — кто будет назначен генпрокурором — это не в моих полномочиях. Но кого бы ни назначили, он должен действовать по закону", — сказал он.
О деле Назария Гусакова и подтоплении киевского метро
Руслан Кравченко заявил, что по делу Назария Гусакова в ближайшее время будет объявлено подозрение. В то же время прокуратура столкнулась с проблемой массовых отказов пострадавших от процессуального статуса потерпевших, что затруднило оценку нанесенного ущерба.
Как сообщил Кравченко на брифинге, заместитель генерального прокурора проинформировала его, что подозрение будет объявлено в рамках заочного досудебного расследования, поскольку подозреваемый находится за пределами Украины. По собранным материалам, по делу Гусакова речь идет об около 1 200 000 гривен убытков, однако эта сумма значительно ниже ожидаемой.
"Большое количество людей, которые перечисляли средства, отказались быть пострадавшими. Если не ошибаюсь, это более 300 человек. Из-за этого мы не можем учитывать полную сумму ущерба, фактически нанесенную", — пояснил Кравченко.
Он подчеркнул, что несмотря на это, досудебное расследование продолжится и после вручения подозрения, поскольку следствию еще предстоит собрать доказательства для полного установления картины преступления. Оглашение подозрения не является финальным действием, отметил генпрокурор.
Отдельное внимание Кравченко уделил расследованию по делу о подтоплении метрополитена в Киеве. По его словам, большинство фигурантов дела уже получили подозрения, а следствие установило бездействие ответственных лиц, которое и привело к катастрофе. Прокуратура выяснила, что служащие были проинформированы о потенциальных рисках, однако не приняли никаких мер по их недопущению.
"Мы уже сообщили подозрения многим должностным лицам, которые отвечали за этот участок работы. Во время негласных следственных действий установлено, что эти лица знали о вероятности наступления подтопления, но ничего не сделали. То есть речь идет именно о бездействии, а не о внезапной аварии", — сказал Кравченко.
Он добавил, что лично изучал это дело после своего назначения и дал указания по сбору дополнительных доказательств. В частности, для установления окончательных причин и ответственности предназначена комплексная судебно-экономическая и горно-техническая экспертиза. Их результаты должны дать объективную оценку тому, что привело к масштабному затоплению.
"Точка в этом производстве еще не поставлена. Нам необходимо дождаться экспертных выводов, которые подтвердят или опровергнут наличие конкретных действий или бездействия", — отметил генпрокурор.
Новость дополняется.

