Война в Украине определит будущее мира — Financial Times
Война в Украине определит будущее мира — Financial Times

Война в Украине определит будущее мира — Financial Times

Война в Украине определит будущее мира — Financial Times

Мы не должны повторить ошибок умиротворителей 1930-х годов.

Результат войны в Украине может определить не только будущее самой Украины, но и судьбу европейской либеральной демократии. Это может показаться преувеличением — но это не так, считает британский журналист и соредактор Financial Times Мартин Вольф.

Прежде всего — и это наиболее очевидно — Украина борется за право народа самостоятельно выбирать свою судьбу. Россия — автократия, как и всегда, где президентская воля является законом. Украинцы ведут эту борьбу с чрезвычайным мастерством и мужеством, чтобы освободиться от тирании и самостоятельно выбрать свой путь.

Во-вторых, как писали Фиона Гилл и Анжела Стент в Foreign Affairs еще в 2022 году, Владимир Путин "приказал провести свою "спецоперацию", потому что верит, что Россия имеет божественное право править Украиной, стереть ее национальную идентичность и включить ее народ в состав Великой России".

Трамп: Путин, возможно, имеет территориальные амбиции за пределами Украины

Европейцы должны помнить, что их континент буквально пронизан спорными границами. И если этот "ящик Пандоры" открыть — кто его потом закроет, особенно когда пятая колонна Путина все ближе к власти в самой Европе?

В-третьих, Украина противостоит силе, стремящейся доминировать в Европе. Победоносная Россия стала бы крупнейшей военной силой континента, создав прямую угрозу соседним странам-членам НАТО и ЕС. Если США будут все больше проявлять равнодушие к судьбе Европы, то она останется напуганной и бессильной.

И наконец, если Европа не будет действовать решительно, США будут оставаться в стороне, а ось Россия-Китай-Северная Корея победит — что тогда произойдет с балансом сил и ценностей в мире? Кто поверит — или будет доверять — тем, кто провозглашает идеалы свободы и демократии, если они готовы равнодушно смотреть, как эти идеалы уничтожаются у них под носом?

И все же далеко не все потеряно. Ключевой момент: война продолжается уже почти три с половиной года. Но, согласно июньскому отчету Центра стратегических и международных исследований (CSIS), с 2024 года Россия захватила менее 1% украинской территории. В отчете также указано, что "в Украине Россия потеряла примерно в пять раз больше погибших, чем во всех российских и советских войнах вместе взятых со времен Второй мировой войны до полномасштабного вторжения в 2022 году". Путин думал, что все будет легко. Каким же роковым оказалось это его самоуверенное обманчивое предположение.

В то же время разговоры с осведомленными сторонними наблюдателями в Украине показывают, что, по словам одного из них, "ситуация крайне нестабильна". Люди устали, но продолжают бороться. И борются — за всех нас, жителей Запада. Мы не должны повторить ошибок умиротворителей перед Второй мировой войной. Мы должны как минимум предоставить Украине все необходимые ресурсы. И это вполне возможно.

Россия не смогла победить до сих пор, несмотря на то, что ее население почти вчетверо превышает население Украины, а ВВП по паритету покупательной способности — более чем в десять раз. Есть также основания полагать, чтоэкономика РФ более истощена, чем признает официальная власть. В министерстве финансов Швеции мне сообщили, что подозревают значительно более высокий уровень инфляции, чем тот, который обнародует российская статистика. Это может объяснить, почему ставка центробанка России — 20%, хотя официальная инфляция — почти 10%.

Но самое главное — населения и ВВП ЕС вместе с Великобританией превышают российские показатели в 3,5 и 4,8 раза соответственно. В таком сопоставимом военном противостоянии решающим фактором являются ресурсы. Но предоставили ли их достаточно?

По данным трекера поддержки Украины Кильского института мировой экономики, — нет. До этого года Европа (ЕС + Великобритания) оказывала помощь, подобную по объему американской. Впоследствии США прекратили финансирование, аргументируя, что теперь платить должны европейцы. В краткосрочной перспективе лишь несколько стран закрыли этот пробел. Но это нужно системно менять.

До сих пор правительства стран Европы тратили лишь 0,1% годового ВВП на двустороннюю помощь Украине. Они должны как минимум удвоить эту цифру. И даже после этого она будет оставаться меньше половины того, что делают Дания и страны Балтии, и будет равна усилиям Польши и Нидерландов.

Чтобы достичь общего целевого уровня поддержки, крупные государства должны дать значительно больше — в частности Франция, Италия и Испания. Но и это не должно стать сложной задачей. Сейчас Германия мобилизовала лишь 0,13% своего ВВП — смешная сумма, учитывая масштабы ставки. Франция — еще меньше. Обе страны могут и должны сделать больше. Как и другие.

В то же время вооружение из США — особенно наступательное — является критически важным. Европейцы должны активнее сами производить оружие, финансировать украинское производство изакупать непосредственно у американцев. Последний конфликт между Дональдом Трампом и Путиным, возможно, здесь поможет.

Единственная польза из ужасов 2025 года — это ясность, которую они принесли. Теперь мы знаем — возможно, даже Трамп знает — что Путин заинтересован лишь в том, чтобы выиграть за столом переговоров то, чего не смог получить на поле боя.

Европейцы также осознали, чтоСША при Трампе — ненадежный союзник. Но их еще можно уговорить или купить на нужную поддержку. Они также должны понять, что их будущее все больше зависит от них самих. Хотя в случае с Украиной не обойтись и без помощи международных институтов — в частности МВФ.

Наконец: вопрос не в ресурсах — вопрос в воле и времени. Они должны мобилизовать все необходимое, чтобы доказать россиянам: победы им не получить, а украинцам — что они имеют настоящих и надежных союзников. Как и в 1930-х годах, решения, которые принимаются сегодня, могут сформировать будущее континента и всего мира на поколения вперед.

Я не настроен оптимистично. Но в одном убежден наверняка: если демократическая Европа не сможет действовать сейчас сообща — она обречена.

 

Источник материала
loader
loader