На прошлой неделе президент США поставил четкие требования к российскому лидеру Владимиру Путину: согласиться на прекращение огня до начала сентября или столкнуться с дальнейшими экономическими санкциями, включая введение тарифов на страны, торгующие с Россией, находящейся под санкциями Запада — среди них, вероятно, Китай и Индия, которые подпитывают российскую экономику своими закупками нефти.
Тем временем США продадут Европе системы противовоздушной обороны Patriot для передачи украинцам, а также поставят дополнительное вооружение, количество и типы которого остаются непонятными.
Долгожданное заявление Трампа было сделано довольно необычным способом: во время пресс-конференции в Овальном кабинете президент США преимущественно передал слово генеральному секретарю НАТО Марку Рютте, позволив ему подытожить новую американскую политику, а сам лишь время от времени комментировал.
Несмотря на это, как в Киеве, так и в столицах Западной Европы с облегчением восприняли тот факт, что Трамп не отказывается от поддержки Украины — и изменение его тона в отношении Путина, отмечает Джейми Деттмер, редактор мнений в Politico Europe.
Однако это облегчение разделяли и в Кремле. Москва не продемонстрировала беспокойства из-за "очень жестких тарифов" Трампа, и это официальное спокойствие отразилось в целом в настроениях страны — российский фондовый рынок отреагировал сдержанно, повышаясь на 2,7% после объявления.
И это неудивительно: как отметила российский политолог Татьяна Становая, ультиматум ультиматум Трампа в Москве фактически восприняли как "карт-бланш на усиление наступления в Украине".
Такого же мнения придерживается и российский военный аналитик Юрий Федоров, который отметил, что настоящим страхом Кремля было немедленное введение вторичных санкций против покупателей российской нефти, продвижение в Сенате США законопроектов с более жесткими ограничениями против России и ее партнеров, а также быстрая передача Украине дальнобойных ракет.
Теперь, по его словам, Москва расценивает ситуацию как "зеленый свет" для продолжения авиационных атак, особенно учитывая, что Трамп не готов к серьезному конфликту с Россией и не хочет такого противостояния.
"Таким образом, неугомонный Кремль получил возможность и дальше сеять хаос и проливать кровь мирных жителей в течение лета", — считает Деттмер.
Вопрос в том, действительно ли Трамп станет жестче в сентябре? Будет ли Путин готов согласиться на прекращение огня, которое приведет к мирному урегулированию? Есть немного оснований так считать.
В недавнем интервью бывшая советница президента Дональда Трампа по вопросам России Фиона Хилл предупредила, что президент США "уважительно относится к Путину, потому что он действительно обеспокоен риском обмена ядерными ударами".
Трамп не понимает, что "Путин не хочет прекращения огня. Он хочет видеть Украину ослабленной, а не способной противостоять военному давлению. Это понимают все, кроме самого Трампа", добавила Хилл.
И в основе этого мягкого подхода к Москве, по мнению Хилл, лежит личное обожание Путина президентом США.
А пока что Путин, похоже, настроен продолжать изнурительную войну, прекращение которой может быть для него крайне рискованным. По мнению Эллы Панеях, социолога и научного сотрудника Центра новых евразийских стратегий — аналитического центра, основанного российским бизнесменом и давним оппонентом Путина Михаилом Ходорковским, — российскому автократу необходимо продолжать войну, поскольку внезапное окончание и распад военной экономики спровоцирует "жестокую конкуренцию за уменьшающиеся ресурсы на всех уровнях общества".
Ранее в Reuters отмечали, что Путин не испугался Трампа и собирается продолжать войну.Глава Кремля считает, что его экономика и армия достаточно сильны, чтобы выдержать любые дополнительные санкции, а территориальные требования Москвы могут только возрасти по мере продвижения российских войск.