Как украинские олигархи и водочные короли теряли свой бизнес в России и чем это обернется для Путина
Как украинские олигархи и водочные короли теряли свой бизнес в России и чем это обернется для Путина

Как украинские олигархи и водочные короли теряли свой бизнес в России и чем это обернется для Путина

Война вынуждает Кремль усиливать контроль над экономикой, как во времена сталинской индустриализации

Суд в Москве 11 июля национализировал крупнейшего производителя консервов в России – холдинг "Главпродукт", принадлежащий американской компании. Собственник холдинга, в состав которого входят 32 консервных завода, провинился перед Кремлем тем, что вывел дивиденды за границу и блокировал поставки тушенки российским солдатам на фронт.

Конфискация американской компании — лишь один из самых свежих эпизодов масштабной кампании по изъятию ценных активов, которую развернула российская власть после начала широкомасштабного вторжения. От произвола Кремля пострадали десятки иностранных собственников, в том числе украинские бизнесмены, которые ранее опрометчиво решили инвестировать деньги в Россию.

"Телеграф" подсчитал, сколько предприятий Путин отобрал у украинских хозяев, а также проанализировал причины массовой экспроприации частной собственности в России и ее последствия для российской экономики.

Обманчивый российский рынок

По данным консалтинговой компании Ernst & Young, в 2019 году Россия занимала девятое место в списке 20 наиболее привлекательных для инвестиций стран. В том году зарубежные инвесторы вложили средства в 191 проект на территории РФ. Инвесторов привлекал высокий уровень доходности бизнеса, который можно получить на огромном российском рынке.

Например, финская компания Fortum инвестировала $220 млн в строительство двух ветропарков (групп ветрогенераторов) в Ростовской области России суммарной мощностью 200 МВт. Ранее финны очень серьезно вложились в покупку и модернизацию семи (!) тепловых электростанций (ТЭС) на Урале и в Сибири суммарной мощностью 4,6 ГВт.

Российский рынок манил также украинских бизнесменов — в 2013 году они инвестировали в российскую экономику $189 млн. И эта цифра не полная, поскольку многие инвестиции оформлялись через компании, зарегистрированные в офшорах.

Даже аннексия Крыма и гибридная агрессия в Донбассе не отбили желания у отечественных предпринимателей вести бизнес в России. После 2014 года украинские компании активно продолжали вкладывать деньги в экономику северного соседа. Буквально в разгар боев за Дебальцево киевская "Баядера Груп" завершала оформление сделки на приобретение Вологодского ликеро-водочного завода. А компания "Конти" Бориса Колесникова купила кондитерскую фабрику в Иваново накануне большой войны, в 2021 году.

До 2022 года объем иностранных инвестиций в экономику России значительно превышал инвестиции в Украину.

Многие ведущие международные компании построили в российских регионах свои заводы и имели в Москве головные офисы, которые курировали филиалы по всем странам бывшего СССР.

Российский экономический рецепт – отобрать и не выпускать

Ситуация с зарубежными инвестициями в Россию кардинально изменилась после широкомасштабного вторжения. Санкции вынуждали предпринимателей из развитых стран сворачивать свой бизнес на территории агрессора. В 2022-2024 годах более 500 иностранных компаний, в которых было трудоустроено пол миллиона человек, покинули Россию, в том числе практически все ведущие мировые автопроизводители. Около 1400 компаний заявили о прекращении деятельности в России, но оттягивают уход, лихорадочно пытаясь вывести максимум своих средств в безопасные юрисдикции. По оценкам Мирового банка, с момента начала широкомасштабной агрессии в 2022 году иностранные компании вывели из экономики России почти $60 млрд.

Чтобы остановить лавинообразный отток денег и предотвратить крах финансовой системы, Кремль применил традиционный российский метод: ужесточил правила ведения бизнеса, в первую очередь для иностранцев. Сначала Центральный банк России запретил инвесторам из стран, признанных "недружественными", свободно выводить средства со счетов. Потом Путин приказал ужесточить условия ухода бизнеса из России. Теперь, если вдруг зарубежный хозяин вздумает продать свою российскую фабрику, он получит лишь 5% ее рыночной цены. А сделки по продаже или покупке активов стоимостью более 50 млрд рублей разрешены только после согласия лично российского диктатора.

Следующим шагом стала экспроприация наиболее интересных активов у нелояльных собственников, которые не торопились вкладывать деньги в военную авантюру Путина. Главными бенефициарами перераспределения активов в России являются близкие к Путину братья Ковальчуки, а также первый замглавы АП РФ Сергей Кириенко.

Балтийское пиво, крымская вилла и стратегическая туалетная бумага

Первыми жертвами путинской кампании по борьбе с "недружественными бизнесменами, выводящими выручку за кордон", стали уже упомянутая выше финская энергетическая компания Fortum и немецкий газовый концерн Uniper. Указом от 25 апреля 2023 года российский диктатор "в ответ на недружественные действия США и примкнувших к ним иностранных государств" передал активы финской и немецкой компаний во временное управление Федеральному агентству по управлению госимуществом.

Таким же способом Путин отобрал пивоваренный завод "Балтика" у датской компании Carlsberg и 18 молочных предприятий у французского производителя йогуртов Danone.

Еще не менее 30 объектов на территории России были реквизированы на основании того, что иностранные инвесторы ранее приобрели права собственности на стратегические объекты без получения одобрения со стороны властей. Причем в список стратегических объектов, подлежащих возврату в госсобственность, включали, среди прочих, ялтинский отель "Вилла Елена", земельные участки в престижном подмосковном коттеджном поселке "Сады Майендорф" и крупнейшего производителя туалетной бумаги в России. А иностранными инвесторами признавали российских граждан, которые имели двойное гражданство, например, Израиля.

Украинские бизнесмены и бывшие министры Януковича стали в России экстремистами

Для экспроприации активов украинских капиталистов Путин использовал другой способ – обвинил их в участии в экстремистской деятельности. Такой деятельностью Генпрокуратура России считает поддержку Украины.

Например, в декабре 2023 года Волжский городской суд "в связи с осуществлением деятельности, противоречащей интересам РФ" взыскал в доход государства ПАО "Уральский завод авто-текстильных изделий" ("УралАТИ") и шесть аффилированных с ним предприятий. Данные объекты принадлежали Константину Ефименко, который в 2010—2014 годах был министром транспорта Украины, а потом заместителем вице-премьера Бориса Колесникова. "УралАТИ" — крупный производитель изделий из термостойких материалов для автомобильной промышленности.

Примерно в то же время российские суды по требованию прокуратуры изъяли в доход государства активы самого Колесникова: три кондитерские фабрики в России и две — на временно оккупированной территории.

Российский прокурор обвинил собственников кондитерской компании "Конти" Бориса Колесникова, Рината Ахметова, его племянницу Татьяну Ахметову-Айдарову, бывших народных депутатов Сергея Кия и Юрия Черткова в финансировании ВСУ и в "призывах граждан России повлиять на политическое руководство страны для прекращения СВО".

Такая же участь постигла другого известного украинского "кондитера" – Петра Порошенко. В феврале 2024 года российский суд признал пятого президента Украины экстремистом и конфисковал кондитерскую фабрику в Липецке.

Путин также отобрал у украинцев все ликеро-водочные заводы, которые они имели на территории России и ВОТ.

Летом 2024 года курский суд изъял у холдинга Global Spirits, (бренды "Хортица", "Мороша", "Первак" и "Шустов") Мытищинский ЛВЗ, Вологодский ЛВЗ и Феодосийский завод коньяков и вин. Холдинг контролирует украинский бизнесмен Евгений Черняк. В феврале 2025 года российские власти конфисковали Великоустюгский ЛВЗ у украинского алкогольного холдинга Bayadera Group (бренды "Хлебный дар", "Козацька Рада", "Коблево"). В 2024 году объем производства водки на Великоустюгском ЛВЗ составил 1 млн декалитров — 19-е место в России.

Игоря Коломойского, который сидит в украинском СИЗО, российская прокуратура также причислила к экстремистам. Поэтому Кошехабльский районный суд Адыгеи отобрал у бывшего хозяина "Приватбанка" недвижимость в центре Москвы, 494 земельных участка сельхозназначения во Владимирской, Калининградской, Московской и Смоленской областях, а также энергетическую и кейтеринговую компании на Кавказе.

Всего на территории России за три с половиной года российские власти конфисковали активы более 100 компаний российских и иностранных бизнесменов на общую сумму не менее $40 млрд.

Однако размах реквизиций внутри России не идет ни в какое сравнение с масштабом грабежа, который Кремль устроил на оккупированных территориях Украины.

Тотальный грабеж активов на ВОТ

Первые два года после начала гибридной агрессии в Донбассе и аннексии Крыма собственники запорожского холдинга HD-group воздерживались от масштабных инвестиций в принадлежавшие им хлебопекарные предприятия в Мелитополе и Бердянске. "Мы не понимали, будет ли прорыв на Крым, в случае которого Мелитополь и Бердянск, где расположены наши площадки, оказывались под ударом <…>. Потом мы увидели, что полномасштабной войны вроде не будет и стали вкладывать деньги", — рассказывал сооснователь HD-group Сергей Чекальский журналисту делового издания в январе 2022 года.

Через 3 месяца Чекальский и его партнер Борис Шестопалов потеряли контроль над своими активами в Мелитополе и Бердянске, после того как юг Украины оккупировали российские войска.

После оккупации Мелитополя россияне отобрали также успешное предприятие "Биол" у законной владелицы Елены Шостак и переориентировали его на производство котелков для оккупационной армии. Мелитопольский завод "Биол" являлся ведущим украинским производителем литой посуды из алюминия и чугуна. Его продукция пользовалась огромным спросом в Украине и за рубежом.

1 июля 2022 года украинский Запорожский железорудный комбинат (ЗЖРК) стал в российских реестрах российским Днепроруденским железорудным комбинатом (ДЖРК). Под таким названием оккупанты зарегистрировали конфискованное у словацких, чешских и украинских собственников крупнейшее горнодобывающее предприятие Запорожской области.

Среди захваченных оккупантами предприятий, кроме уже упомянутых в статье, мелитопольский завод "Гидросила", мелитопольский завод тракторных гидроагрегатов, Мелитопольский завод автотракторных запчастей, завод "Бердянские жатки", бердянский завод "Азмол" и многие другие предприятия.

Только в Запорожской области оккупанты отобрали более чем 400 предприятиями у законных украинских владельцев.

Всего же, по оценке экспертов, на временно оккупированных территориях Украины россияне отжали более 1000 украинских компаний, в т.ч. не менее 250 промышленных и аграрных предприятий.

Дайте денег на войну, иначе экспроприирую

Процесс массовой конфискации активов отражает структурную перестройку от открытой экономики в модель "крепость Россия", когда от собственников предприятий зависят поставки критической продукции, которую в условиях изоляции от мирового рынка взять больше негде, считают эксперты.

Одна из целей такой перестройки — замещение иностранных инвестиций внутренними ресурсами. Война вынуждает Кремль усиливать контроль над всей экономикой, как во времена сталинской индустриализации. С подконтрольных компаний проще выкачивать деньги на авантюры диктатора.

Попутно, по мнению экономиста Игоря Липсица, идёт перераспределение собственности внутри российской элиты – от старой ельцинской к новой путинской.

Таким образом диктатор покупает лояльность своих соратников.

Однако последствия перехода к экономике "осажденной крепости" со всеми сопутствующими ей атрибутами – волюнтаристский стиль руководства, игнорирование неприкосновенности частной собственности и т.п . — будут печальными для России, предупреждают экономисты.

Волна конфискаций смыла китайские деньги

На 1 июля 2022 года накопленные остатки прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в капитале российских компаний достигли $575,3 млрд. Накопленные остатки ПИИ – это своего рода "подушка безопасности" в виде иностранного капитала, накопленного в экономике страны за долгий период. Такой огромный запас иностранного капитала Кремль мог бы использовать для смягчения экономических шоков или финансирования развития России. Однако Путин выбрал не мирное строительство экономики, а войну. В результате за 3 года после начала широкомасштабного вторжения накопленные остатки ПИИ скукожились почти в 3 раза на $358,9 млрд. Деньги бегут из России.

Россия не сможет показывать нормальный экономический рост без возвращения иностранных инвесторов, признают российские чиновники и экономисты.

В Москве надеются, что им удастся вновь заманить иностранных бизнесменов в Россию после завершения войны. "Когда регуляторная среда будет такая, что люди будут уверены, что они смогут безопасно [вывести] свои деньги в момент, когда они захотят вывести, то я уверен, что у нас приток иностранных инвестиций будет", — излагал планы правительства перед депутатами Госдумы замминистра финансов России Алексей Моисеев.

Эти надежды напрасны. После массовой конфискации активов частных инвесторов Москве не верят не только немцы и французы, которые ранее лидировали по вложению денег в экономику России, но даже друзья-китайцы. Общий объем китайских ПИИ в Россию к началу 2024 года составил $9,9 млрд долларов США, что является минимальным показателем за последние десять лет. При этом, доля России среди основных стран, куда Китай инвестирует, составила всего 0,3%, что меньше, чем в 2021 году.

Эти данные подтверждает немецкий экономист Янис Клюге. "Китайские компании по-прежнему неохотно инвестировали в Россию и играли лишь незначительную роль в её экономике. После начала полномасштабного российского вторжения скептицизм китайских инвесторов (к России. — Ред.) стал ещё более выраженным", — утверждает он.

Причину пассивности китайских, а также любых других инвесторов в России объяснил гендиректор российского филиала "Трансперенси Интернешнл" Илья Шуманов: "Для любого инвестора главное то, чтобы институт частной собственности был защищен, а каждый мог пойти в суд и доказать свое право. Сейчас эта модель (в России. – Ред.) не работает, поэтому желающих покупать российские активы будет немного даже из стран Азии, Африки, Латинской Америки".

Теги по теме
Россия Владимир Путин Бизнес
Источник материала
loader