Виталий Бала. Говорить, что Трамп изменил позицию, нет никаких серьезных оснований
За последние два дня Дональд Трамп внезапно изменил риторику в отношении войны в Украине. 14 июля он объявил, что дает России 50 дней на завершение конфликта - иначе пообещал ввести пошлины до 100 % на российские товары и товары стран, которые с ними работают. Одновременно он сообщил о новом соглашении в рамках НАТО: поставка США оружия и передача систем ПВО Patriot в Украину, финансируемых европейскими союзниками, в частности Германией, которая рассматривает закупку двух установок. Кремль уже назвал указ Трампа "театральным ультиматумом".
Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать эти события политтехнолога, политического консультанта, директора Агентства моделирования ситуаций Виталия Балу:
- С моей точки зрения, сущность как человека, так и деятельности политика познается не по красивым заявлениям или каким-то словам, а по реальным действиям.
И если говорить о том, что сказал вчера Трамп о 50 днях, то, по моему мнению, на самом деле он поддерживает график, который установил для себя Путин. То есть он не изменил кардинально своего отношения к Путину. Да, он изменил риторику в отношении него, но хочу напомнить, что 3 июля, когда происходил телефонный разговор, якобы после этого Трамп позвонил Макрону и сказал, что Путин, вроде, его предупредил, что в ближайшие 60 дней собирается наступать на востоке Украины.
У них же идея-фикс еще с конца декабря 2024 года, когда было совещание в Минобороны, которое транслировали по телевидению, где и министр обороны Белоусов, и потом другие высокопоставленные чиновники говорили о том, что задача на 2025 год в той так называемой СВО - это выйти на админграницы тех четырех областей, которые они внесли к себе в Конституцию.
Они сейчас этим все время и занимаются, начиная с момента, когда начали наступать, и особенно - в этом году. И поэтому эти 60 дней - это как раз тот самый график: 3 июля был телефонный разговор, они поговорили, а фактически 13 июля Трамп озвучивает эти же 60 дней. Добавляем и получаем график, о котором говорил Путин.
Я так понимаю, что Трамп дал ему возможность тем способом, которым Путин сможет, решить те вопросы, которые он там для себя запланировал. То есть это уже будет проблема Путина - решил он их или нет. Но, с моей точки зрения, в данном конкретном случае он подыграл - фактически он стал на сторону Путина.
Относительно оружия, которое якобы там собираются нам предоставить. Во-первых, не предоставить, а продать. Это Байден нам бесплатно давал. 60 миллиардов долларов пошли на разные вещи.
И в этой ситуации, эти 10 миллиардов, о которых говорят, что якобы должны покупать наши европейские партнеры, - они якобы и готовы. Опять же, к тому времени, в ВСУ не будет систем ПВО "Пэтриот". Также он называл число 17, то, может, 17 установок, а не 17 систем, где по 6-8 пусковых установок. То увидим вообще, будет ли "Петриот".
Насколько я знаю, и это подтвердил канцлер Германии Мерц, а ранее об этом писала немецкая газета "Бильд", говорилось о двух системах "Петриот", которые правительство Германии готово профинансировать для Украины. Мерц сказал, что да, они подали заявку, но не сказал - сколько.
Будем надеяться, что все же это будут те две системы, которые Германия готова профинансировать. Поэтому до тех пор, пока эти две системы не будут проданы Украине (не предоставлены, как это было раньше), и пока не будет, вроде, тех дальнобойных, хотя на самом деле не дальнобойных, но хотя бы на 1000 км летящих ракет, - говорить о том, что Трамп изменил позицию, а не просто риторику, по моему мнению, нет никаких серьезных аргументов и оснований.
- "Путин обманул Буша, Обаму, Байдена, но он не обманет меня" - действительно ли в это верит Трамп?
- Это из серии "если бы я был, то войны бы не было", "это война Байдена", "я - самый великий, самый прекрасный, самый высокий, самый умный, самый-самый". То есть здесь нет, на чем можно серьезно зацикливаться.
- Как вы думаете, боится ли Трамп Путина? Вы сказали, что он именно так действует по замыслу Путина. То есть он полностью в его власти?
- Нет. Это заблуждение - что Трамп боится Путина. Хотя есть информация, что, якобы, по делу Эпштейна, где речь идет о педофилии, есть материалы в Генпрокуратуре США, и что, якобы, эти материалы есть и у России, и что Россия может этим шантажировать. Ну, это такие сплетни, я не знаю, насколько они реальны.
То, что Маск высветил публично в то время, когда они ссорились, об участии Трампа в деле Эпштейна - это такое дело. В принципе, ставим за скобки, но вероятность такая, в принципе, возможна. И то, что это тоже может быть и у России, потому что это такой шантаж - может быть.
Но, с моей точки зрения, здесь вопрос в другом. Вопрос в том, что Трамп еще при своем первом сроке - и это было видно в общении - он, когда общается с Путиным, говорит с ним вежливо, всегда говорит, что "хороший разговор", в отличие от Зеленского. То есть он ему симпатизирует, он его поддерживает.
Личные отношения для Трампа очень важны. Об этом еще в начале каденции, когда начался второй срок Трампа, в британском "Телеграфе" написал материал Джон Болтон. Он в первый срок Трампа был его советником по вопросам национальной безопасности. Он сказал, что все ошибаются, когда оценивают действия Трампа, исходя из каких-то геополитических или национальных интересов США.
Речь идет о личностном характере, чертах Трампа. Как писал Болтон: "Если он имеет с руководителем страны личные хорошие отношения - значит, отношения между США и этой страной будут строиться нормально. Если нет - ничего из этого не будет".
Я думаю, что только в этом, как говорил покойный уже Горбачев, "собака зарылась".

