Игра в "горячую картошку": как киевляне после разрушения жилья попадают в бюрократическую ловушку
Игра в "горячую картошку": как киевляне после разрушения жилья попадают в бюрократическую ловушку

Игра в "горячую картошку": как киевляне после разрушения жилья попадают в бюрократическую ловушку

Полная дезориентация и отсутствие взаимодействия между службами

24 апреля 2025 года российская ракета попала в двухэтажный жилой дом в Святошинском районе, в результате чего тот полностью разрушился. Кроме того, серьезно повреждено около 20 близлежащих домов и соседние сооружения. Первые дни после трагедии создали впечатление оперативной работы властей. Спасательные операции завершились 25 апреля, сразу начались аварийно-восстановительные работы. Электро- и водоснабжение возобновили уже 26 апреля. Казалось, что система работает.

Однако после визита чиновников, их соболезнований и обещаний разобраться все как-то "утихло". Следовательно, некоторые жители поврежденных домов уже третий месяц живут с дыркой в крыше и без газа. А ответственные службы не могут прийти к согласию, кто и когда должен заняться ремонтом и сопроводительной документацией.

Так насколько эффективен механизм восстановления поврежденного жилья в Киеве? К чему следует готовиться, если именно ваш дом пострадает от дрона на следующую ночь? Сколько средств люди тратят из своих карманов на временные решения? Есть ли проблемы со скоростью и качеством восстановления жилья сугубо локальной проблемой? Ведь, как говорил " Телеграф " ранее, лишь в самой столице по состоянию на 3 июня 2025 года насчитывалось более 2000 поврежденных домов в разных районах.

Постоянные обещания "завтра"

Полная дезориентация, на которую обратила внимание наша редакция, разворачивается на бульваре Академика Вернадского. Небольшие двухэтажные дома, построенные еще в 1940 году, когда-то были домами для работников авиазавода.

Почти весь удар взрывной волны пришелся на расположенный впереди университет. Благодаря этому жилой дом отделался меньше: была повреждена крыша, появились трещины в стенах, вылетели все окна и частично повреждена мебель.

Уже в последующие дни после атаки стало понятно, что ремонт может затянуться надолго. Ведь закрывать выбитые окна пленкой и фанерой, выносить строительный мусор пришлось не коммунальщикам, а волонтерам — молодым ребятам, которые своими силами помогали пострадавшим. Спасательные службы и коммунальщики работали прежде всего с наиболее поврежденными сооружениями и демонтажем аварийных конструкций, поэтому другие просто ждали своей очереди. В конце концов, единство украинцев в сложные времена – это то, чем действительно стоит гордиться.

Тот самый роковой день. Фото: Ян Доброносов, Телеграф

На дверях дома сразу появилось множество частных объявлений о замене окон, поэтому большинство жителей решили не ждать государственной помощи и самостоятельно оплатили ремонт. Чтобы снова вставить невредимое, но выбитое окно, придется потратить около 4000–6000 гривен.

"Мы решили быстро все поставить сами и забыть об этом, ведь с маленьким ребенком было невозможно жить без окон днями, неделями или месяцами. Кроме того, избита бытовая техника, откосы, подоконники, секущиеся фасады кухни — не подпадают под компенсацию из-за "Восстановления". Поэтому мы просто не видели смысла куда.

Через несколько дней, когда киевляне немного оправились от пережитого и решили проблему с выбитыми окнами, встал вопрос: когда в дома вернут газоснабжение ? Поскольку жилье старой застройки, многие квартиры все еще имеют газовые плиты и колонки (проточный водонагреватель).

Известно, что через неделю после ракетного удара коммунальщики обследовали дымовые и вентиляционные каналы и нашли неисправности, из-за которых невозможно восстановить подачу газа. 3000 гривен. Однако газ так и не подключили.

Более того, началась бесконечная волокита с документами, которая наводила на мысль о полном отсутствии координации между разными службами.

Когда жильцы дома позвонили по телефону в "Киевгаз", их перенаправили в Управляющую компанию по обслуживанию жилищного фонда, которая отвечает за управление и обслуживание домов в их районе. На горячей линии жителям пообещали, что мастера приедут осмотреть исправленные нарушения уже завтра, однако никто так и не появился. Например, 12 мая работники объяснили задержку работами на соседней улице и попросили перезвонить на следующее утро. Но на следующий день трубку уже не брали. 14 мая одна из соседок пыталась дозвониться примерно в 30 раз — все напрасно. Еще через неделю, когда жители наконец-то дозвонились в управляющую компанию, им в очередной раз пообещали посетить "завтра". Таких "завтра" было с десяток.

А уже 10 июня, когда над одной из квартир лопнула труба, дом решили передать на капитальный ремонт. Об этом сообщила оператор Контактного центра города Киева. Над той же квартирой образовалась дыра в потолке, едва не "упавшая людям на голову".

Та самая наиболее поврежденная квартира

Уже тогда в ЖЭД намекнули, что о газе в ближайшей перспективе можно забыть, ведь таких домов в Украине много.

Следовательно жители начали переходить на электрооборудование за свой счет : меняют газовые колонки на бойлеры, а газовые плиты — на электрические. Такие инвестиции в быт недешевы: бойлер стоит около 10 тысяч гривен, первичная установка бойлера около 6 тысяч гривен, электрическая плита — 20 тысяч.

"Идите туда, не знаю куда"

Судьба газоснабжения остается туманной и в разгар лета – в июле. Кроме того, жильцы не проинформированы, в какую службу обращаться, чтобы получить доступное объяснение о ходе ремонта.

Чтобы узнать последние новости, одна из жительниц дома повторно обратилась в Управляющую компанию. Именно там когда-то кормили завтраками. Впрочем, на этот раз женщину направили в "Киевгаз". В "Киевгазе" ответили, что для подключения газа требуются определенные документы от ЖЭД и заключение о техническом состоянии дома от КГГА.

В ЖЭД по такому требованию только удивились — говорят, что впервые слышат о необходимости предоставлять какие-то документы для возобновления газоснабжения. Утверждают, что никакого отношения к газу не имеют. Единственное, что известно сотрудникам, это то, что дом находится на капитальном ремонте, а значит, не пригоден к жизни. Поэтому посоветовали обращаться в районную администрацию.

К слову, при таких обстоятельствах киевляне могут получить единовременное пособие в размере 40 000 грн для срочного отселения из-за повреждения жилья, а временно отселенные — ежемесячное пособие по 20 000 грн до 12 месяцев. Однако, по словам некоторых жильцов дома, им было отказано в такой помощи.

"Я спрашивала у ЦНАПи по поводу выплат в конце июня. Узнала о такой возможности из объявлений на столбах возле разрушенного дома. Мне сказали, что действительно можно было подать заявку на выплаты в апреле и мае. Однако в июне наш дом якобы исключили из списка непригодных для проживания, и никаких выплат жителям ". а чтобы начислить выплаты – "так у вас же все нормально, дом не аварийный", – возмущается одна из жительниц.

Вспомним совет ЖЭД — идти в районную администрацию. Там, в отделе эксплуатации, жительницу отправили обратно: мол, с газоснабжением разбирайтесь через управляющую компанию и свой ЖЭД.

"Пусть они подробно объяснят, что к чему и почему отказываются делать обследование. Это выглядит очень странно, ведь если ЖЭД обслуживает дом, то это их прямая обязанность", — прозвучало в трубке.

Следовательно, все ответственные службы лишь перенаправляют обращение между собой, играя таким образом в "горячий картофель", и никто не может сказать, когда ремонт наконец-то начнется.

Как уже сообщал Телеграф, волонтеры давно критикуют хаос в оказании помощи киевлянам, чьи дома пострадали от российских ударов. В очередной раз эти проблемы всплыли после сообщения известной волонтерки, представительницы благотворительного фонда "Смелые восстанавливать" Алены Крицук. По ее словам, прямо сейчас один из гуманитарных штабов требует от жителей справку от ОСМД, о формате которой именно ОСМД вообще не знает. Кроме того, волонтеры нередко сталкиваются с тем, что чиновники присваивают себе их работу : докладывают наверх, что окна временно закрыты пленкой и фанерой, хотя делали это благотворительные фонды, волонтеры и сами жильцы.

Деньги доноров тормозит нужная бюрократия

Между тем Святошинский район официально подписал меморандум о сотрудничестве с Красным Крестом по восстановлению жилья. Это масштабный гуманитарный проект, в котором участвуют Люксембургский Красный Крест и немецкая компания GIZ.

В разговоре с "Телеграфом" представители Красного Креста сообщили о планах ремонта крыш в 11 многоквартирных домах, которые профинансируют международные доноры. Однако даже при большом желании помочь начало работ существенно тормозит та же бюрократия — законодательные требования, в частности необходимость проведения тендеров.

Работники Красного Креста в Святошинском районе

"Пока проводится тендер, и как только тендер закончится, сразу начнем все работы. Это требование касается даже малейших закупок. Независимо от того, волонтеры мы или нет, мы должны соблюдать украинское законодательство", — объясняет собеседница.

Есть определенные стандарты относительно продолжительности тендера. Если найдутся хотя бы три претендента, готовых к участию, процесс займет от 20 до 30 дней. Однако если необходимого количества заявителей не будет, тендер придется продлевать. По словам представительницы Красного Креста, предложения доноров относительно прямых договоров, значительно ускоривших помощь киевлянам в сложных обстоятельствах, администрация района отклонила. Даже если речь идет не о государственных, а о донорских или благотворительных средствах — должна быть прозрачность.

Когда журналисты "Телеграфа" обратились в Киевскую городскую государственную администрацию (КГГА), то выяснилось, что дом на бульваре Академика Вернадского был признан непригодным и аварийным по многим параметрам еще с 29 мая 2025 года. В пресс-службе подтвердили, что текущий ремонт крыши дома будет выполнять БУ "Киевская городская организация Общества Красного Креста Украины".

Раскрытие предложений тендера состоится 21 июля 2025г. Победит подрядчик, который предоставит самое низкое ценовое предложение. И срок выполнения ремонта будет определен в договоре с ним. Кто будет выполнять все другие работы по устранению повреждений, кроме кровли, в КГГА не отметили.

Другие киевляне ждут ремонта более полутора лет

Подобная бюрократия и волокита с процедурами касается не одного дома на бульваре Вернадского академика. К примеру, 2 мая киевский городской голова Виталий Кличко провел показательную инспекцию — но не свежепострадавших домов, а дома по улице Ивана Дзюбы, который пострадал еще в январе 2024 года и был отремонтирован за год с лихвой. Здесь специалисты также восстанавливали межэтажные перекрытия, перегородки и кровлю.

Также ярким примером является дом по улице Кудряшова, 7 (ныне Мокрая, 7), пострадавший 2 января 2024 года. Жители этого дома уже более полутора лет ждут полноценного восстановления, сталкиваясь с многочисленными трудностями на каждом этапе.

"Мою квартиру, несмотря на серьезные повреждения, отнесли к программе "Восстановление". Когда пришли специалисты, они очень удивились: почему именно "Восстановление", здесь нужен капитальный ремонт", — рассказывает жительница дома Елена.

Это фото дома журналистам «Телеграфа» передала жительница

Проблемы охватывают все от неправильно определенных объемов повреждений и задержки компенсаций до небрежного подхода к ремонтам и отсрочки их завершения.

"Просто, чтобы вы понимали: нормальная входная дверь стоит около 30 тысяч гривен. А здесь заложили стоимость где-то 12 или 10 тысяч гривен", — возмущается она.

Несмотря на обещания КП "Жилинвестстрой УКБ" завершить работы до конца 2024 года , новый график отодвигает их завершение на май 2026 года.

"Что-то они делают, но скажу так: крышу ремонтировали в прошлом году — она течет, снова течет, снова заливается", — делится Елена.

Еще один житель этого же дома Сергей рассказывает, что его жене и сыновьям отказали в одной из категорий государственных выплат из-за наличия другого имущества. А ему самому прекратили через полгода из-за того, что он "не является человеком пенсионного возраста, не имеет детей до 18 лет, не является инвалидом, а главное — его доход превышает 9,444 грн".

Квартира Сергея на утро после атаки

Это заставляет людей продолжать арендовать жилье за свои средства или жить в ужасных условиях, ведь в наиболее пострадавших подъездах до сих пор отсутствует газ, а с водоснабжением и электричеством — постоянные перебои.

Безусловно, каждая ситуация с домами и даже каждой квартирой индивидуальна. Запущенная весной 2023 года государственная программа "Восстановление" позволяет получать сертификаты или деньги на восстановление или покупку нового жилья тем украинцам, чье жилье было повреждено или уничтожено в результате российской агрессии. И на начало 2025 года более 70 тысяч семей получили компенсации за поврежденное жилье. Еще около 5 тысяч воспользовались жилищными сертификатами на приобретение нового дома. К примеру, семья из Ирпеня, чье жилье было разрушено, получила сертификат на сумму около 100 тысяч долларов и приобрела новое жилье, где уже завершен ремонт.

Другое дело, что любая государственная помощь требует прохождения официальных процедур, которые могут затянуться гораздо дольше, чем нуждаются в пострадавших семьях. Таких семей очень много – особенно сейчас, когда экономика в сложном состоянии. А вот почему взаимодействие между отдельными структурами в этих вопросах порой не скоординировано? И что столичные власти собираются делать для улучшения ситуации? Вопрос пока остается открытым.

Теги по теме
Киев
Источник материала
loader
loader