/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F9%2Fb644bf39825b58523c08dacab1f55cc6.jpg)
Глава ГСБТ Никита Лагунин: как Укртрансбезопасность меняет подход к сервисам и контролю на дорогах
В недавнем интервью для Интерфакс-Украина глава Государственной службы Украины по безопасности на транспорте Никита Лагунин рассказал о вызовах, с которыми сталкивается транспортная система во время войны, цифровых изменениях в работе ведомства, новых инструментах контроля и собственном видении реформы Укртрансбезопасности.
Главное из интервью главы Укртрансбезопасности Никиты Лагунина.
Пассажирские перевозки и комфорт пассажиров . По словам Лагунина, Укртрансбезопасность отвечает, прежде всего, за техническое состояние транспорта и безопасность перевозок. Полномочий контролировать комфорт в салоне, например наличие кондиционеров или исправность туалетов, у службы нет.
В то же время, граждане могут самостоятельно проверить перевозчика с помощью цифровых сервисов: Автобус — для приобретения билетов у лицензированных перевозчиков, и Путь — для проверки лицензии у перевозчика по номеру автобуса.
Относительно динамики рынка пассажирских перевозок . После начала полномасштабного вторжения авиационное сообщение прекратилось, а железная дорога работает с ограничениями — это повлекло за собой рост спроса на пассажирские перевозки автобусами. В 2022-2023 годах количество выданных лицензий возросло (783 и 823 соответственно), но в 2024 году их стало меньше - 540, а с начала 2025 года - только 176. Это связано как с насыщением рынка, так и с возвратом к более жестким требованиям лицензирования.
Такси, райдхейлинг-сервисы и новая регулировка . ДСБТ принимает участие в разработке нового законодательства о деятельности сервисов такси и райдхелинга. Приоритетом является безопасность услуг, равные правила игры и право государства проверять каждого водителя, перевозящего пассажиров через платформы типа Uklon, Bolt или Uber.
Система "Путь". Укртрансбезопасность отвечает только за тех, кто занимается коммерческими перевозками. Относительно волонтеров, которые пересекали границу, соответствующие решения принимали ОВА или министерства. Через модуль "18-60" технически передавались данные пограничникам. Пока информацию о волонтерах передают через другие государственные ведомства.
Смарт-Тахо – контроль без остановок . В рамках цифровизации Укртрансбезопасность внедряет систему Смарт-Тахо – это решение, которое позволит дистанционно контролировать режим труда и отдыха водителей. Модули будут считывать данные без остановки транспорта. Уже подготовлена нормативная база, вскоре начнется выдача карт и запуск системы на дорогах.
Автоматический контроль веса транспорта . Отдельно Лагунин остановился на проблеме перегрузок. Для борьбы с ними Укртрансбезопасность применяет систему WIM ( Weigh-in-Motion ), которая позволяет фиксировать нарушения без участия инспектора. За 6 месяцев 2025 года в бюджет страны нарушители уже заплатили 65 млн грн штрафов. Однако комплексов недостаточно. Сейчас к Укртрансбезопасности подключено 57 WIM-комплексов.
Чтобы расширить сеть WIMов , ДСБТ инициирует изменения, 35% от суммы штрафов будет оставаться в местных бюджетах — это должно стимулировать общины устанавливать WIM-комплексы самостоятельно.
Публичность и прозрачность. Руководитель ГСБТ Никита Лагунин прокомментировал публикации в СМИ относительно своего состояния и имущества жены. По его словам, все доходы и собственность задекларированы в соответствии с требованиями законодательства, а информация, послужившая основанием для упреков, была взята из открытой декларации.
Речь идет об автомобиле, принадлежащем его жене — дизайнере Натальи Лагуниной, основательнице украинского бренда 28 MAGGIO. Бизнес существует более 11 лет и не имеет никакого отношения к деятельности службы. Автомобиль приобретен частично за средства от продажи предыдущего авто, частично – в кредит.
Лагунин также отверг спекуляции относительно якобы связей с РФ, отметив, что его отец умер много лет назад, а у жены нет родственников, на которых можно было бы оформить имущество.
«Все документы налицо. Если у кого-то есть доказательства нарушений — это дело правоохранительных органов», — резюмировал глава Укртрансбезопасности.
Взгляд на будущее . «Укртрансбезопасность должна стать цифровой, независимой, прозрачной и бизнес-ориентированной. С четкими процессами и без коррупции. Доверие к службе должно быть правилом, а не исключением», - отметил Лагунин. По его словам, команда уже запустила изменения, и вернуть систему вспять будет невозможно.

