Александр Кочетков. Украина была ракетной державой: почему мы до сих пор не можем бомбить Москву?
Вчера в Киев прибыл американский спецпосланник, генерал в отставке Кит Келлог, на фоне ключевого решения Дональда Трампа по усилению военной поддержки Украины. Это произошло сразу после заявления о поставках систем Patriot и намерения открыть новый пакет вооружения. Визит, который продлится целую неделю, привлек внимание из-за возможного объявления Трампа о дальнейших шагах по России. Сможет ли присутствие спецпосланника на этом фоне усилить стремление США активизировать давление на Кремль и укрепить украинскую позицию на фронте и в мирном диалоге?
Интернет-издание From-UA попросило прокомментировать ситуацию украинского политического технолога и аналитика Александра Кочеткова, бывшего заместителя главы пресс-службы президента, которого мы попросили оценить цель недельного визита Келлога. Он охарактеризовал это так:
- То, что Келлог приезжает аж на неделю, породило в Украине предположение, что Трамп готовится сделать какое-то серьезное заявление. А это заявление, в свою очередь, потребует соответствующей реакции России. Соответственно, Украине придется реагировать совместно с США на реакцию России. Именно для этого Келлог и приехал - чтобы быть здесь, координировать эту совместную реакцию, подталкивать к мирным переговорам, чтобы их запустить, и чтобы он присутствовал и влиял на позицию Украины относительно ее конструктивности в ответ на предложения элит России.
Но, по каким-то причинам, Трамп поменял свою позицию. Вместо жесткого ультиматума Путину, сроком не на две недели, как планировалось, а даже лишь на одну (на который, собственно, и приехал Кэллог), он дал ему 60 дней. И это после того, как десять дней назад общался с ним по телефону. Тогда Путин пообещал ему за два месяца захватить те территории, которые Россия вписала себе в Конституцию. Фактически Трамп дал Путину именно те два месяца, о которых тот мечтает.
В то же время возобновляется поставка оружия, решение о которой еще принимал Байден. Это, конечно, нужное оружие, но не то, которое может обеспечить преимущество на фронте. То есть после заявления Трампа о 50 суток ожидания присутствие Келлога в Украине на неделю выглядит абсолютно бессмысленным.
Возможно, они будут вынуждены решать какие-то внутренние вопросы, чтобы ему не было скучно здесь, скажем, организационные вопросы внутри посольства. Но темы для реального сотрудничества с украинской властью у него пока нет. Тема просто отсутствует. Я не удивлюсь, если он соберется и просто уедет. Это был такой себе "холостой выстрел".
- Как будут дальше происходить события в треугольнике Зеленский - Трамп - Путин? Трамп уже спросил Зеленского: "Почему вы не бомбите Москву?" А Зеленский сказал: "Дайте нам оружие - и мы будем". Понимает ли Трамп, что нужно дать оружие?
- Здесь Трамп говорит несколько иное: почему вы не произвели то оружие, которое позволяет вам бомбить Москву? Почему вы постоянно просите нас вмешиваться в вашу войну - нашими вооружениями, нашими технологиями, еще и бесплатно, - чтобы бомбить Москву, и чтобы Москва потом предъявляла претензии к нам?
Мы, может, чем-то и поможем, но почему вы не бомбите Москву собственными дальнобойными ракетами? Украина же была ракетной державой еще в 70-е годы прошлого столетия. Небольшой коллектив, который поместился в один автобус и приехал в Днепр, за полгода создал ракету, которая летала на 2 тысячи километров с весом головной части в одну тонну - и эта ракета была принята на вооружение СССР.
Почему Украина не смогла за десять лет войны повторить это? Это огромный вопрос и огромная претензия ко всем нашим руководителям и ко всей нашей власти.
Трамп не хочет, чтобы Москву бомбили его собственными ракетами по решению Киева. По решению Вашингтона - возможно. По решению Киева - нет. Поэтому мы, конечно, не получим такое оружие. Хотя никто не отрицает сотрудничество и совместное производство подобного оружия.
Но все равно мы дальше остаемся привязанными к американцам и другим партнерам. Ведь нам предоставляются спутниковые координаты целей, другая развединформация, - то есть самостоятельно мы, к сожалению, бомбить Москву не очень можем. А то, что мы можем сделать сами, к сожалению, не очень туда долетает.
- В чем причина, как вы думаете? Эти перестановки в Кабмине, они могут изменить ситуацию?
- Имеют цель, но не имеют возможности. Это абсолютно точная иллюстрация известного высказывания о передвижении кроватей. Мы не меняем структуры, мы не ставим задачи. Мы не говорим, что наш Кабмин нас не устраивает, потому что у нас нет дальнобойных ракет, которые долетают до Москвы, в количестве хотя бы 100 штук в месяц, чтобы мы их производили, и они все "привет" посылали Путину.
И в связи с тем, что этого нет, мы хотим реорганизовать Кабмин таким образом: создается центр технологического современного оружия, ракет, и под эти задачи мы ищем специалистов - возможно, из тех, что есть в обойме, возможно, совсем других, возможно, мы приглашаем какого-то специалиста с Запада возглавить этот ракетный центр.
Вот тогда я бы поверил, что мы сформулировали задачу, создали структуру, и соответственно под требования к руководителю этой структуры мы ищем специалистов.
А если мы просто тех же специалистов пересаживаем в другие кабинеты, и не всегда в другие - может, только вывеску на кабинете меняем - то с какой стати они начнут быть более эффективными и вдруг начнут производить то, чего они не производили раньше?
Кабинет министров был, есть и остается департаментом Офиса президента Украины по экономическим вопросам. Он не является самостоятельным учреждением. Почти никогда им не был, а сейчас - абсолютно. Так же, кстати, как и Верховная Рада - это департамент Офиса президента по законотворческой работе.
Все решается именно там. И пока не будет изменена система власти - когда в Офисе президента решают все, но почти ни за что не отвечают (отвечает президент, а Офис - нет), - до тех пор обновление Кабмина почти ничего не изменит в результатах его работы.

