Как давний союзник Ирана, Кремль давно придерживается позиции, что режим имеет право развивать ядерную программу, одновременно признавая необходимость ограничения стремлений Тегерана получить ядерное оружие.
Поэтому появившиеся на выходных сообщения о том, что Россия якобы давит на Иран, чтобы тот согласился на соглашение, запрещающее ему обогащать уран для любых целей, вызвали в Москве ожидаемо резкую реакцию, отмечает Том Парфитт, корреспондент газеты The Times.
Любые предположения, что президент Путин пытался заставить Тегеран пойти на ядерную сделку с Соединенными Штатами, являются частью "грязной, политизированной кампании, задуманной с целью нагнетания напряженности вокруг иранской ядерной программы", — заявило Министерство иностранных дел России.
Источники, знакомые с ходом переговоров, сообщили, что Путин проинформировал как президента Трампа, так и иранских чиновников о своей поддержке идеи ядерной сделки, которая бы запрещала Ирану обогащать уран.
Согласно данным четырех чиновников — трех европейских и одного израильского — Москва поощряла Тегеран согласиться на условие "нулевого обогащения" урана.
Два источника сообщили, что россияне также проинформировали израильское правительство о позиции Путина по иранской ядерной программе.
"Путин поддерживает идею полного отказа от обогащения. Он подталкивал Иран двигаться в этом направлении, чтобы сделать переговоры с США более результативными", — добавил один из европейских чиновников.
Сообщается также, что Путин выразил эту позицию на прошлой неделе во время телефонных разговоров с Трампом и президентом Франции Макроном.
"На данный момент Иран, похоже, отклонил инициативу Путина, однако эти сообщения свидетельствуют, что стратегия Кремля по потенциальной ядерной сделки является более сложной, чем он публично признает. Россию и Иран объединяют давние отношения, а их военные годами сотрудничали в Сирии в поддержку режима президента Асада — до его падения в декабре", — утверждает корреспондент.
Конфликт в регионе открывает перспективу роста цен на нефть — что выгодно для России как одного из ведущих экспортеров — и одновременно отвлекает внимание от ее продолжающейся агрессии против Украины, которую осуждает Запад.
Однако при заключении стратегического партнерства в январе Кремль воздержался от предоставления Ирану четких гарантий безопасности. После израильских ударов Москва разочаровала Тегеран, ограничившись лишь словами поддержки.
Эксперты считают, что Москва, вероятно, настаивает на заключении ядерной сделки, поскольку опасается, что Иран может не выдержать новых атак, что будет представлять угрозу для экономических интересов России.
"Главной проблемой, с которой сталкивается Россия в нынешних условиях, является угроза всем проектам в Иране, в которые она активно инвестирует с 2022 года", — отметил Никита Смагин, эксперт по иранским вопросам и российской политике на Ближнем Востоке, в недавнем анализе для Фонда Карнеги за международный мир.
Если Иран станет постоянно нестабильным в результате текущих атак, то и газовый хаб, и другие более реалистичные проекты исчезнут, вместе с уже сделанными инвестициями, добавляют эксперты.
Иранские источники заявили в воскресенье, 13 июля, что Путин не призывал Тегеран принять "соглашение об отказе от обогащения".
В то же время газета The Washington Post сообщила, что на фоне борьбы за власть среди иранской элиты те, кто выступает за переговоры с США по ядерной программе, могут получить преимущество над сторонниками конфронтации.
Грегори Брю, старший аналитик по вопросам Ирана и энергетики в Eurasia Group, предсказал, что Иран останется непреклонным, но отметил, что его позиция сейчас выглядит более жесткой.
"Давление России с целью достижения нулевого обогащения не будет достаточным, чтобы заставить Тегеран изменить свою позицию, но оно подчеркивает растущую изоляцию Ирана, особенно учитывая угрозы E3 по восстановлению санкций", — сказал он, имея в виду Великобританию, Францию и Германию, три страны, которые подписали соглашение с Ираном в 2015 году, и тот факт, что они могут снова ввести ранее отмененные санкции ООН.
Ранее в Bloomberg отмечали, что бомбардировка США Ирана стала победой для Путина.Ведь конфликт на Ближнем Востоке забрал внимание и ресурсы, которые могли быть направлены на помощь Украине.