97 миллионов за год — украинские школы открыли секрет экономии на закупках
97 миллионов за год — украинские школы открыли секрет экономии на закупках

97 миллионов за год — украинские школы открыли секрет экономии на закупках

97 миллионов за год — украинские школы открыли секрет экономии на закупках

В украинской системе государственных закупок с середины 2024 года начали действовать новые правила игры. Согласно постановлениям Кабинета министров №1178 и 796 все образовательные товары на сумму от 100 тыс. грн должны закупаться через Prozorro Market — электронный каталог, уже доказавший свою эффективность: экономию бюджетных средств, повышение конкуренции и открытость процессов.

Экономия в цифрах: Prozorro Market работает эффективнее

Исследования на основе данных bi.prozorro показывают: при меньших объемах общих закупок Prozorro Market обеспечил вдвое большую экономию по сравнению с обычными открытыми торгами*. Речь идет о 5249 закупках на сумму 1,16 млрд грн, в результате которых государству удалось сэкономить свыше 97 млн грн, или 8,36%. В Prozorro эта цифра составляет всего 4,01% при общем объеме 3,57 млрд грн.

Самую высокую экономию Prozorro Market демонстрирует в процедурах, где принимают участие как минимум два поставщика. Если в открытых торгах экономия колебалась около 4%, то в Prozorro Market уровень экономии составляет 15,62%. Это беспрецедентный результат для государственных закупок в Украине, где в течение многих лет нормой были 1–2%.

Проблема монополий и как Prozorro Market ее решает

Еще одно важное достижение Prozorro Market — уменьшение доли неконкурентных закупок. В Prozorro более 75% процедур завершаются без реального соревнования за цену, поскольку в них принимает участие только один участник, для которого «подгоняют» условия. В Prozorro Market этот показатель почти вдвое ниже — 38,86%. Это свидетельствует о более активном привлечении бизнеса к поставкам государству и росте доверия к системе. Следовательно, Prozorro Market демонстрирует открытость рынка и готовность бизнеса к честной конкуренции.

Кто сегодня формирует новую культуру госзакупок

Эффективность Prozorro Market сегодня — это не только цифры в отчетах, но и реальные изменения в сфере публичных закупок. Система показывает высокие результаты благодаря обновленным правилам игры и появлению новой волны ответственного бизнеса. На рынок пришли компании, не просто выполняющие требования законодательства, а формирующие стандарты — от прозрачности цен до надежности поставок. Это не случайность: такие поставщики быстро адаптировались к новой модели закупок, строят репутацию на доверии и ответственности. В итоге получаем цифру, которая говорит сама за себя, — благодаря самым активным участникам Prozorro Market, по объемам реализации уровень экономии достиг 66,33%. Кто эти компании — смотрите в приведенной ниже таблице.

Стоит обратить внимание, что львиную долю экономии в Prozorro Market обеспечили три компании — ООО «Интерактивные системы обучения», ООО «Подолье Финанс» и ООО «Интер Системс». Вместе они сгенерировали более 49 млн грн, то есть более 50% всех сэкономленных средств. При этом платформа остается открытой — сегодня в Prozorro Market работают свыше 230 активных поставщиков, что демонстрирует ее доступность для малого и среднего бизнеса.

Архитекторы прорыва: роль государства в запуске Prozorro Market

Внедрение обязательных закупок через Prozorro Market — не спонтанная инициатива. Это слаженная работа Министерства образования и науки Украины и администратора электронного каталога — ГП «Украинские специальные системы». Именно они создали нормативную базу, провели тренинги для работников образования, адаптировали функционал под потребности пользователей.

Результат — сотни громад получили возможность быстро закупить необходимое для школ: от компьютеров до лабораторного оборудования. Без бюрократической волокиты, с экономией для бюджета, прозрачными правилами игры, а вместо продолжительных тендеров — удобная цифровая система.

Как работает Prozorro Market на местах, делятся опытом учебные заведения приграничной Черниговщины.

Директор Прилукской гимназии №10 (Черниговская обл.) Юлия Зимбалевская рассказывает:

«Мы получили около 300 тысяч гривен образовательной субвенции в рамках программы «Новая украинская школа» и обустраивали кабинеты естественно-математических дисциплин. Возникла потребность закупить интерактивные панели. Мы объявили тендер через Prozorro, но ни одна компания не согласилась поставлять товар по той цене. В то же время в Prozorro Market нам предложили существенную скидку — в результате мы не только сэкономили, но и смогли приобрести три панели вместо двух. Наш специалист по публичным закупкам прошла обучение, поэтому работа с платформой была понятной и удобной. Мы удовлетворены результатом и планируем продолжить закупки уже в июле».

В Министерстве образования и науки Украины положительно оценивают внедрение и функционирование Prozorro Market в сфере образовательных закупок.

«Этот инструмент зарекомендовал себя как действенный и эффективный механизм, позволяющий сочетать прозрачность, оперативность и доступность при приобретении средств обучения и оборудования. Введение электронного каталога дало возможность значительно упростить подготовку к проведению закупок, особенно для учебных заведений и органов управления образованием, у которых не всегда есть достаточное количество квалифицированных специалистов в сфере публичных закупок. Вместе с тем Prozorro Market обеспечивает конкурентный подход, способствует снижению цен и повышению качества товаров благодаря участию разных поставщиков», — отмечают в пресс-службе МОН.

В Минобразования добавляют: каталог постоянно обновляется новыми товарами, лишь бы школы могли закупать именно то, что необходимо для современного обучения. Это помогает учебным заведениям быстрее переходить на новые стандарты и лучше внедрять идеи «Новой украинской школы».

Зоны для роста: следующий шаг реформы

Несмотря на очевидные преимущества, Prozorro Market имеет ряд вызовов. Основной из них — значительная доля неконкурентных закупок. Из 5249 закупок почти 1700 были проведены при участии только одного поставщика, а в более чем 300 случаях большинство участников были дисквалифицированы.

В ГП «Украинские специальные системы» объясняют эту ситуацию объективными факторами. В частности, в ряде случаев она была обусловлена спецификой предмета закупки: некоторые образовательные товары настолько узкоспециализированные или новые, что количество поставщиков, которые могут их поставить, остается ограниченным. Соответственно, участие в торгах часто принимал только один участник. Еще одной причиной были слишком жесткие или детализированные требования, которые заказчики устанавливали в условиях закупки.

«Так, во время срочных закупок оборудования для нового учебного курса мы фиксировали, что в более чем 80% лотов участие принимал только один поставщик. Корень проблемы — в сочетании ограниченного предложения на рынке и человеческого фактора при формировании условий закупки. Это не недостаток Prozorro Market как системы, а, скорее, вызов как для нас, администраторов, так и для заказчиков. Мы реагируем: расширяем пул квалифицированных поставщиков в каталоге и учим заказчиков формулировать требования гибче, чтобы привлечь больше участников. Уверены, что с расширением ассортимента е-каталога и внедрением типовых условий эта проблема постепенно будет уменьшаться», — заметили в ГП «Украинские специальные системы».

Следовательно, необходимость в дальнейшем усовершенствовании системы остается чрезвычайно актуальной. В частности, речь идет о следующем:

  • автоматизации аналитики причин дисквалификаций;
  • обновлении подходов к квалификационным требованиям;
  • развитии культуры закупок среди заказчиков;
  • просветительской работе для новых поставщиков.

Специалисты ГП «Украинские специальные системы» неоднократно подчеркивали целесообразность введения типового договора в Prozorro Market. Как объясняют в пресс-службе предприятия, в 2024 году во время закупок по образовательной субвенции «Новая украинская школа» некоторые заказчики включали в проекты договоров условия, которые поставщики считали дискриминационными.

Во избежание подобных ситуаций в будущем с 2025 года в Prozorro Market вводят типовой договор для закупок компьютерного и мультимедийного оборудования. В ГП «УСС» считают это шагом к повышению прозрачности и справедливым условиям участия.

Prozorro Market — это больше чем инструмент

Электронный каталог уже доказал: он более эффективный, честный и быстрый, чем традиционные тендеры. Это пример цифровой трансформации, которая работает. Это не пилотная версия или эксперимент, а новый стандарт государственных закупок в Украине — новая философия эффективного и справедливого использования государственного ресурса.

Экономия государственного ресурса означает:

  • сэкономленные средства можно направить на социальные программы, инфраструктуру, медицину, образование, поддержку ветеранов и развитие громад;
  • прозрачные и конкурентные закупки уменьшают коррупционные риски, а граждане видят реальные результаты своей уплаты налогов;
  • открытый рынок позволяет честно конкурировать малому и среднему бизнесу, что стимулирует развитие экономики на местах;
  • Prozorro Market является примером внедрения современных технологий, которые делают государственные процессы более быстрыми, простыми и доступными;
  • повышается качество услуг и товаров, потому что конкуренция среди поставщиков повышает стандарты, а ответственность государства за использование ресурсов растет;
  • для громад это в первую очередь реальная возможность получать больше качественных услуг и инвестиций в развитие территорий, ведь эффективность государственных закупок оказывает непосредственное влияние на благосостояние каждого.

Prozorro Market позволяет вывести закупки из «тени», уменьшить влияние ручного управления и создать равные условия для честного бизнеса. Компании, работающие в системе сегодня, формируют культуру, где каждая сэкономленная гривня — это не просто плюс в статистике, а реальный ресурс для украинской школы, больницы или громады.

*В статье использованы данные из открытых источников bi.prozorro с учетом четырех ключевых кодов ДК (ДК 021:2015 30230000-0, ДК 021:2015:32320000-2, ДК 021:2015: 35740000-3, ДК 021:2015: 34740000-6), охватывающих поставки образовательных товаров.

Источник материала
loader
loader