Станислав Моисеев, который возглавлял Молодой театр в 1996-2012 годах, вернулся на должность художественного руководителя и заявил о снятии с репертуара театра 23 постановок, которые бывший глава Андрей Белоус запретил эксплуатировать. Как отметил сам Моисеев в интервью для Общественного, с точки зрения финансов и инфраструктуры театр сейчас в порядке, но действия Билоуса свидетельствуют о нарушении профессиональной этики, ведь никакой передачи обязанностей не произошло, а также никакой документации о репертуарных планах не сохранено.
Из афиши сразу исчезли 23 спектакля. По словам Моисеева, не театр снял их с репертуара, а Андрей Билоус, как режиссер, запретил их дальнейшую эксплуатацию. Моисеев называет это "недопустимым", подчеркивая, что во время его предыдущего руководства он не делал такого шага со своими постановками, хотя Билоус впоследствии тоже снял их с репертуара. По словам режиссера, "театр оказался в ситуации искусственно созданной пустоты, которую теперь придется срочно заполнять".
Моисеев отметил, что наполнение репертуара новыми спектаклями сейчас в приоритете. За время работы нового руководителя в театре уже выпустили две премьеры - "Патетическую сонату" Дмитрия Весельского и "Женится ли наконец Фигаро" в постановке французского режиссера Григора Мане. А первой премьерой следующего сезона станет его постановка "Три быстрые и модные в этом сезоне парикмахерши", представленная ранее на "Сцене 6" в Довженко-центре, и второй раз появится теперь на сцене Молодого театра. Режиссер говорит, что пока не планирует ставить собственные постановки, а сконцентрируется на стратегическом управлении театром, кадровых вопросах, обеспечении репертуара и финансовой стабильности.
До конца сезона планируется выпуск еще двух спектаклей на основной сцене и до шести на камерной и микросцене. Последняя должна стать площадкой для контроверсионного искусства и, по словам Моисеева, там будет все, что не запрещено только Конституцией Украины. Режиссер стремится говорить в театре на открытые темы, в определенной степени табуированные. Он предполагает, что от возмущения люди могут вставать и уходить прямо посреди спектакля.
Несмотря на сложные обстоятельства, Моисеев отмечает: "Возвращение старых спектаклей - не приоритет. Важно жить сегодняшним днем и смотреть в будущее". Театр снова ориентируется на современную драматургию, но не исключает классических произведений - "репертуар должен быть разнообразным, потому что вкусы зрителя тоже разные".
Новый директор признает, что в театре осталось напряжение между поколениями - часть старшей труппы поддерживала предыдущее руководство, тогда как молодежь активно выступала за его отстранение. Он объясняет это тем, что старшее поколение просто хочет стабильности, потому что их существование очень от этого зависит, а младшее - "очень смелые и неравнодушные люди, которые занимают позицию, которая не всегда дается актерам в украинском театре".
Почти сразу после возвращения он провел встречу с представителями Группы 46 - молодежной части труппы, активно выступавшей против Билоуса. Обе стороны констатировали общее видение развития Молодого театра, хотя конфликт поколений, по словам Моисеева, еще не исчерпан.
Моисеев также считает, что сегодняшнее законодательство ограничивает возможности театра расторгнуть контракт с руководителем по моральным основаниям. Сейчас необходимо просто ждать окончания контракта и не продолжать его дальше, а инициировать изменения в законодательстве театр напрямую не может, возможно это могут сделать некоторые общественные организации.
Станислав Моисеев отметил особый характер Молодого театра: его история всегда была связана с культурным сопротивлением, экспериментальной формой и общественным диалогом - в частности через постановки, которые без цензуры обращались к актуальным темам. Он назвал Молодой пространством, привлекающим новаторские тенденции, и призвал лелеять это наследие.
Недавно Юлия Самборская составила "Топ-10 молодых и перспективных актрис украинского театра". В список вошли представительницы ведущих театров, которые уже успели проявить себя в знаковых постановках и снискать расположение публики и критиков.