/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F46%2F8500bb7a4c4efcfc036aeb7616f4efa9.jpg)
Павел Бойко: борьба с олигархами, вредная крипта и миллионы на фондовом рынке
Инвестор Павел Бойко
Инвестиции – это не только о цифрах и рисках, но и о мечтах, принципах и нелегких победах. В интервью порталу "Комментарии" Павел Бойко делится своим уникальным опытом от первых шагов на фондовом рынке и до громких судебных дел с украинскими олигархами.
- Вы инвестируете с 2008 года, что стало переломным моментом, вдохновившим вас войти в инвестиции? Какими были ваши первые вложения? Есть ли у вас "инвестиционные гуру"?
- Начал интересоваться фондовым рынком гораздо раньше. Я давал деньги под кредит, покупал в фондах Dragon Capital, Art Capital. Сам анализировать компании и вкладывать в них начал в 2008 году. Причина? Я всегда об этом мечтал еще с детства. Первая книга, которой я вдохновился, был Теодор Драйзер. Там описывались сделки на фондовом рынке. Прочитал Баффета, Сороса, Бенджамина Грэма. И у меня дипломная работа была о фондовом рынке. Поэтому, как только я стал иметь какие-то свободные средства, начал инвестировать.
Тогда не было фондового рынка. В 90-х он был недоступен обычным инвесторам. Тогда минимальное соглашение 50 000 долларов было. В основном работали наши брокеры под западных инвесторов. Он выглядел так, что для меня порог входа был закрыт. В 2008 году открылась украинская биржа, и я начал активно через нее инвестировать.
- В Верховном суде вы выиграли у Ахметова дело по Авдеевскому коксохиму на 1,5 млн. долларов, которое стало вашим самым прибыльным соглашением в процентном плане. Что было самым сложным в этой борьбе? Как это повлияло на инвестиционную среду в Украине?
- Я с самого начала увидел здесь безумные возможности, потому что я за этой компанией следил 10 лет до этого. И в моменте компания была убыточна, в тот момент недалеко проходила линия фронта. При этом мне было понятно, что изменятся макроэкономические факторы и завод станет очень прибыльным. Также фактор того, что об этой компании были заказные статьи, что она обанкротится. Я понимал, что на самом деле этот завод через несколько лет станет супердоходным. Плюс Ахметов будет вынужден "отбелить" свой бизнес так, как ему нужны западные кредиты. Я купил акции этой компании на 25 000 долларов, а мой финансовый результат составил полтора миллиона долларов.
Сложно было скупать акции этого завода, потому что я покупал не только для себя, а и для своих партнеров. Мы рассылали письма другим инвесторам, обращались к брокерам. Мы в течение полутора лет скупили 1,5% завода. Сам процесс покупки был сложен, потому что компанию вывели с биржи. Это были внебиржевые сделки – прямые, когда мы индивидуально договаривались с продавцами.
Как на украинскую среду она повлияла? После того как я выиграл, это был прецедент. И сейчас вижу, когда оценщики, аудиторы, разные профессиональные группы обсуждают этот кейс, чтобы потом использовать в работе. На него ссылаются суды. Сейчас он влияет на доверие международных инвесторов к Украине, потому что для них это защита. Любой международный инвестор увидит, там Коломойский сделал то, тот сделал то, а потом он увидит информацию, что обычный мелкий инвестор смог защитить свои права, выиграть Верховный суд, получить компенсацию от самого богатого человека в Украине. И это, конечно, вызовет у него доверие. А это уже миллиарды долларов в долгосрочной перспективе. И это влияет на многие кейсы, на верховенство права и на привлечение международных инвесторов.
- Вы заключили мирное соглашение с Ахметовым?
- Сначала я выиграл в суде. Я мог эти средства списать через суд, но зачем это делать? Поэтому на меня сразу вышел "Метинвест" и предложил, что они мне все выплатят по соглашению.
- Дело с Ахметовым удалось урегулировать мирным соглашением. Однако вы сейчас ведете международную борьбу с "Кернел". Чем эта ситуация отличается от предыдущей, в чем сущность конфликта?
- По Авдеевскому коксохиму суть конфликта была в чем? По законодательству, когда у Ахметова было 95% завода, он может вынудить других инвесторов в рамках закона продать ему акции. Единственный вопрос – по какой цене? И здесь была несправедливая оценка, потому что компанию оценили в два раза меньше, чем у нее средств на счете. Выкупили принудительно акции, сразу получили в два раза больше средств. Это было очевидно. И эта разница между оценкой, которую сделал оценщик для Ахметова, и справедливой стоимостью была. Я это добился через суд.
А вот случай с Веревским (Андрей Веревский – президент холдинга "Кернел Групп" – ред.) – масштаб в разы больше. Там инвесторы со всего мира. Ее знают по всему миру. А он как поступил? Я сейчас все округлю, чтобы легче воспринималось. Есть количество акций. Там их 100 млн., а он выпускает еще 300 млн. акций. Если себестоимость одной акции 100 злотых, то он выпускает 300 млн. акций – в четыре раза больше, никого не допускает к их покупке и сам выкупает эти акции по одному злотому. Таким образом он в 100 раз занизил акции. Выходит, инвесторы, имевшие 1% компании, теперь у них 0,25% — у них забрали 75% их средств. Я организовал 1500 международных инвесторов. Мы подали пять судебных тяжб. Нас поддержали многие международные структуры, были заседания в польском парламенте по этому поводу, были комментарии Варшавской биржи, где эти акции котируют. Мы получили международную оценку, то есть балансовая стоимость компании – 2 млрд долларов, международная оценка, где компанию оценили в 3 млрд. долларов, и есть оценка от владельца компании для допэмиссии, будто компания стоит 20 млн. долларов.
- В июне вы заявили о "давлении" и вынужденном выезде семьи из страны. Какие выводы вы делаете из этой ситуации и что вы планируете дальше?
— Я уехал чуть раньше, в апреле, а семью вывез в июне. Против меня сфабриковали безумное уголовное дело. Как будто я организатор пересечения людей через границу. Звучит абсурдно. Основатель инвестиционной компании с безупречной репутацией переводит людей через границу. Какая-то полная чушь. Прямо с целью, чтобы меня так атаковать и заставить меня согласиться на условия противоположной стороны.
- Это в Украине?
- Да, у Веревского есть власть только в Украине. У него есть фракция в парламенте, он миллиардер. Все знают, как работает все у нас. У нас фабрикуются дела на кого угодно. Я понимаю, что на меня могут "повесить" что угодно, что я организую проституцию, торгую наркотиками, любой бред. Плюс это был стресс для моей семьи достаточно существенный. Ибо, когда к твоему ребенку и жене приходят с обыском – это довольно неприятно. Поэтому я вывез всю семью за границу. В дальнейшем я планирую, что мы договоримся. Если мы все-таки не договоримся и продолжится давление на меня, то я произведу международный скандал и будут опубликованы все эти доказательства, как все организовывало против меня. Меня давлением точно не сломаешь.
- Как вам удалось выехать из Украины?
- Абсолютно на законных основаниях. У меня официальное пересечение границы. У меня есть две причины для пересечения границы — это инвалидность матери, и я работаю в стратегическом предприятии. Я выезжал и раньше, но ненадолго – выступить и вернуться. Я для себя сразу решил, что буду жить в Украине. Сейчас я просто решил уехать до момента, пока не будет решена ситуация с "Кернел", пока он может использовать свое влияние в Украине против меня.
- Вы говорили, что инвестиция в Авдеевский коксохим была самым выгодным делом. Но какой была ваша самая болезненная инвестиция? Чему она вас научила?
- Конкретно на фондовом рынке у меня очень мало сделок, потому что я могу компанию подробно анализировать месяцами. Через год даже никакого соглашения могу не открыть. Я покупаю только когда мне очень нравится компания и она дешевая. Уже больше 10 лет у меня не было никакого убыточного соглашения именно на фондовом рынке. Я даже с того момента, когда начал в первый раз инвестировать, я рынок обгонял. Я инвестировал в Америку, в Украину. Были и ошибки. Эмоции влияли на меня, не придерживался дисциплины. При этом, даже с ошибками, я обгонял рынок.
У меня было убыточное соглашение, когда я открывал магазины бижутерии, аксессуаров, очков в торговых центрах, в River Mall, в Blockbuster. Совершил кучу ошибок, переоценил свои силы. Думал, что люблю моду и у меня есть опыт управления сетями ритейла. Я думал, что этого хватит, что я сделаю модный формат, масштабирую его потом на другие страны и сделаю большой бизнес. Я недооценил, что этим не горю. На фондовом рынке, я могу хоть по ночам сидеть, ковыряться в компании. Мне это доставляет нереальное удовольствие. Я люблю все сферы, связанные с фондовым рынком. А здесь мне не было интересно. Это был мой самый большой просчет. Плюс я открыл первый магазин, когда началась "корона", а затем война и сочетание моих ошибок. Я потерял 300 тысяч долларов, закрыл этот проект и все. Это моя наиболее убыточная сделка. Она меня научила, что нужно заниматься тем, чем ты горишь.
- Вы упомянули об инвестировании в Америку, где фондовый рынок считается одним из самых популярных и безопасных. Однако с приходом Трампа и его решений американский рынок оказался нестабильным. Как вы сегодня рассматриваете инвестиции в США?
- У меня сегодня нет ни одной компании в США. Я продал все под ноль в Америке. Последняя сделка – компания Meta, Facebook. Я купил по 96 долларов, заработал 100% и все продал. С тех пор я "шорчу" Америку. У меня получалось "играть на понижение" – ты зарабатываешь, когда рынок падает, или компания. Я на падении Tesla зарабатывал, на падении Rivian, падении всего технологического рынка Америки. Сейчас рынок неоправданно переоценен. Несмотря на действия Трампа, он все равно не упал. Вернее, упал, но потом откатился.
- Есть ли сейчас на рынке компании, которые выглядят крайне переоцененными?
- Куча технологических компаний стоят неоправданно дорого, особенно в индексе Nasdaq. Например, там завышена цена на компанию Nvidia, которая стоит больше ВВП Германии. Там сотня годовых доходов – это безумие. Для того чтобы эта инвестиция окупилась, нужно 100 лет при таком объеме продаж, чтобы компания работала. Я абсолютно уверен, что со временем компания не сможет сохранить практически монопольное положение на рынке. Это невозможно в исторической ретроспективе. Когда-то Ford был лидером автомобилей в США и он стоил безумно дорого. Со временем он стоил справедливую стоимость, даже дешевле, чем его балансовая стоимость – оборудование, деньги на счете. То же самое со временем будет с Nvidia. Nvidia хорошая компания, но ее цена переоценена.
Tesla — я ее когда-то "шортил", заработал на этом. Я последний месяц не смотрел на ее цену, но совсем недавно она была очень переоценена. Она уступает китайскому BYD по менеджменту, по количеству проданных автомобилей, по перспективе. Но Tesla, когда я ее "шортил", стоила больше, чем весь мировой автопром. Она до сих пор переоценена. Я тогда публично делал пост о том, что я делаю ставку против Илона Маска.
Маск харизматичный, он визионер. Как будто в одном теле соединили Иисуса Христа и Стива Джобса. И такая компания из-за него стоит необоснованно дороже, пока люди его обожают. Но на конфликте с Трампом это напротив сыграло против него. Сначала акции подорожали, когда он помог Трампу стать президентом, а сейчас это, наоборот, играет против него и неизвестно чем закончится. Когда Зеленский стал президентом, ему помог Коломойский. Я сразу сказал, посмотрим, что будет с Коломойским через два года. Это классическая история, не могут два таких человека, как Коломойский и Зеленский или Маск и Трамп, делить власть. Это гарантированно будет конфликт и уничтожение.
- Есть ли для вас табу в инвестировании? Запрещенные сектора для вложений?
— Я никогда не покупал то, что я считаю вредным для общества. Я никогда не буду инвестировать в бизнес, который мне не нравится. Я этого не делаю, даже если там будет хорошая прибыль. Я никогда не буду инвестировать в крипту. Я считаю, что крипта вредна для общества. Она разлагает восприятие людей, размывает грань между инвестициями и спекуляциями. И в долгосрочной перспективе покупка крипты, чтобы заработать – она вредит людям. Она спекулятивна, у нее нет реальной ценности, она не подкреплена прибылью. Это зависит только от веры людей. Вот во сколько люди готовы оценить, сколько она будет стоить. И завтра, в моменте, биткоин может стоить 1000 долларов. Люди будут оканчивать жизнь самоубийством.
Я никогда не инвестирую в казино принципиально. Я могу сам пойти поиграть, я осознанный человек и я делаю это так, как купить билет в театр или кино. Это издержки. Никогда не буду инвестировать в тяжелые наркотики, в казино, крипту.
- Какова была ваша первая крупная покупка по деньгам, которые вы получили от инвестиций? Символом чего она стала для вас?
- Я классический скряга. Я никогда не покупаю ничего дорогого. У меня нет своей квартиры. Я родителям купил, а у меня нет. Я накапливаю деньги, инвестирую, куплю что-нибудь на фронт. Когда я уже был мультимиллионером долларовым, я ездил на машине за 7 000 долларов – старая, но красивая спортивная машина. Но потом она у меня стала барахлить и я купил Range Rover. Я не гонюсь, мне немного нужно для жизни. Я трачу так, будто зарабатываю в 10 раз меньше. У меня нет тяги что-нибудь дорогое покупать, ни брендовые вещи, ни яхты, или какие-нибудь квартиры. Мне нравится путешествовать. Я всегда тратил много денег на поездки. Сейчас, самое дорогое, что у меня есть, это Range Rover. И то, я принципиально купил его б/у за полцены.
- Когда вы впервые почувствовали себя действительно богатым? Чего вам до сих пор не хватает?
- Как раз, когда я заработал деньги на Авдеевском коксохиме. Я вложил 25 000 долларов, и меня заставили продать эти акции за 400 000 долларов. И то, что я заработал – 375 000 долларов (после решения Верховного суда "Метинвест" выплатил еще 1,1 млн. долларов, таким образом общая сумма составила 1,5 млн. долларов, — ред.). Я как раз женился. За эти деньги я оплатил наше свадебное путешествие: Франция, Нью-Йорк, Канкун, цивилизация мая, ацтеки, Лас-Вегас, Лос-Анджелес. Это можно сказать символически, что у меня одновременно произошло очень крутое соглашение плюс свадьба. А учитывая, что я трачу до 5% того, что зарабатываю, мне хватает на все, что мне нужно.
- Какая ваша любимая инвестиция не по сумме прибыли, а по эмоциональному фактору?
- Если не брать в классическом плане инвестиции, самый эмоциональный момент в жизни для меня – это было рождение моей дочери. Я был у своей жены, и когда взял на руки дочь, я ревел как белуга. Для меня это было потрясение. Это самый эмоциональный момент в моей жизни.
Если брать инвестиции, наверняка "Авдеевка" – она самая крутая. Я единственный, кто увидел эти возможности, и это был первый большой успех, оставивший такие яркие ощущения. Когда ты понимаешь, что ты перешел в другую лигу, ты меняешь общество, помогаешь стране.
- Вашей дочери пять лет, как бы вы ей объяснили, чем занимается ее папа? Замечали ли вы за дочерью инвестиционные навыки или примеры?
— Она дает мне советы, что покупать, я прислушиваюсь к ним и так формирую свою стратегию... это шутка. В этом возрасте еще не понимают инвестирования. Я ей говорю, что папа помогает людям управлять бизнесом, как заработать деньги. Я насколько могу ей объясняю, что торгую, покупаю компании, помогаю Украине.
- Как выглядит ваш обычный день инвестора? Есть ли какие-то ритуалы или привычки, которые помогают принимать решения или оставаться сосредоточенным?
- Я помешан все фиксировать. У меня расписание на день, неделю, месяц. У меня все структурировано. У меня есть планы, процент выполнения, цели. Утром я учу языки один час. Я хочу, чтобы у меня был свободный английский, чтобы покорять международные рынки. Когда я не учил английскому, у меня всегда час утром – это глобальное развитие себя в любой сфере, это может быть макроэкономика, ораторское искусство, что угодно.
У меня четыре раза в неделю занятия спортом: бег, тренажеры или плавание. Здоровое питание, завтрак. Потом я на неделю планирую встречи. Дальше у меня идет работа. Я разделяю по блокам: анализ компании, общение, блок дел связанных с бизнесом. Сейчас я уехал из Украины и еще не наладил все идеально в расписании, как хотел бы.
Я каждый день читаю. В среднем читаю пять книг в месяц. Книги – это самое главное развитие в жизни. Это важнее любого образования. Постоянное саморазвитие – это наиболее важно в жизни для успеха.
Также большую часть занимают выступления. Сейчас меня приглашают выступить в Париже, Лондоне, Риме. Разберусь со своими делами и поеду выступать в разные города. Сейчас лето и я стараюсь каждый день проводить время с дочерью. Это мой типичный день. Три блока работы плюс развитие.
- Что вы посоветуете молодым украинцам, которые хотят инвестировать? С чего следует начать тем, кто никогда не инвестировал, но хочет научиться? Может ли среднестатистический украинский с доходом 20 тысяч гривен инвестировать в Украине?
- Я считаю, что чем раньше, тем лучше. Он просто должен понимать все риски. Сначала прочесть пару книг, обязательно сходить на семинары по инвестированию в Украине, чтобы осознанно принимать решения. Главное – опыт. Даже инвестируя 100 долларов, можно со временем изменить свою жизнь.
Инвестировать только собственные денежные средства. Не инвестируйте в одну компанию. На старте советую 4-7 компаний, чтобы вы разобрались, но и у вас был дифференцированный портфель. Это обязательно разные юрисдикции, разные регионы мира, разные отрасли.
Советую инвестировать в компанию "утюг", которая настолько проста, что вы понимаете, на чем она зарабатывает. Все, что для вас сложно – не инвестируйте. Если вы не можете объяснить своему другу бизнес-модель компании – не вкладывайтесь в нее.
Это основные советы и главное рисковать. Больше всего рискует тот, кто никогда не рискует.
- Какие навыки следует развивать каждый день, чтобы быть успешным инвестором? Какие книги или источники информации вы считаете необходимыми для начинающего инвестора?
— Я это сравниваю с кубиками. Есть генетика и на ней кубики от одного до шести, а есть усилия человека и они перемножаются. Если человек от природы гениален и он все делает, это будет 6 на 6 – 36. Человек, имеющий 4 генетика и 4 усилия, уже будет иметь результат в разы больше, чем у гения от природы, который ничего не делает и имеет на кубике 1. Надо развивать в себе все, что будет вам помогать в том деле, что вы делаете.
Чаще всего успешные люди – это не гении. На фондовом рынке не нужно быть гением. На фондовом рынке выигрывают талантливые люди, знающие хорошо фондовый рынок, финансы и имеющие максимально широкий кругозор. И они "мертвые" инвесторы – без эмоций. Такие люди выиграют – не гении.
Я посоветую три книги, которые я считаю обязательно нужно прочесть каждому начинающему. "Умный инвестор" Бенджамина Грэма – это лучшая книга по инвестициям, которую я читал в своей жизни. Ее написал учитель Уоррена Баффета. Обязательно прочесть "Снежный шар". Это биография Уоррена Баффета. Это человек высоконравственный, которым я восхищаюсь и он для меня был всегда примером того, как надо жить. И третья книга – Лефевра "Воспоминания биржевого спекулянта". Полная противоположность инвестициям для контраста.
- Если бы вы могли вернуться в любой момент вашей инвесткарьеры, что точно сделали бы иначе?
- Я бы начал инвестировать гораздо раньше.

