Правильная квалификация преступлений является фундаментом привлечения к ответственности агрессора, поэтому действия России в Украине следует квалифицировать не как терроризм, а как вооруженное нападение, считает заслуженный юрист Украины, заместитель генпрокурора Украины (2019-2022) Гюндуз Мамедов.
Он напомнил, что Европейский суд по правам человека в решении от 25 января 2023 года пришел к выводам, что с 11 мая 2014 года часть территории Донбасса были захвачены российскими силами и находились под юрисдикцией РФ, которая осуществляла эффективный контроль над ними.
"Вчерашнее решение поставило точку в сомнениях скептиков, в том числе и некоторых наших партнеров, относительно того, был ли с 2014 г. до 2022 г. на территории Донбасса именно международный конфликт", - указал эксперт.
Мамедов отметил, что решение ЕСПЧ подтверждает, что конфликт международный, а преступления, которые были совершены на Донбассе с 2014 по 2022 годы были связаны с вооруженным конфликтом, а также что это серьезные нарушения Международного гуманитарного права и грубые нарушения прав человека.
"Квалифицировать их надо не как теракты, террористические действия или финансирование терроризма, как у нас было принято с 2014 по 2019 гг.... Нам до сих пор есть над чем работать", - резюмировал он.
Недавно Украина подписала с Советом Европы соглашение о создании Специального трибунала по преступлению агрессии против Украины. Но процесс создания и работы Трибунала для РФ будет долгим и изнурительным. Заслуженный юрист Украины, заместитель генпрокурора Украины (2019-2022) Гюндуз Мамедов разбирался в тонкостях подписанного соглашения в статье "Решение с подводными камнями: что ждет Трибунал за агрессию России против Украины", анализируя не только политические последствия, но и юридические вызовы, которые могут повлиять на работу Трибунала.