Министр иностранных дел Ирана Аббас Аракчи отметил, что всего за пять встреч в течение девяти недель он и специальный представитель США Стив Уиткофф достигли больше, чем я за четыре года ядерных переговоров с администрацией Байдена.
Аракчи добавил, что они также сосредоточились на отмене санкций и участии США в более широком экономическом сотрудничестве. Иран был открыт к взаимовыгодному сотрудничеству, которое могло бы дать толчок иранской экономике и одновременно соответствовать приоритету президента США Дональда Трампа — возродить пришедшие в упадок американские отрасли, в частности ядерную энергетику.
Глава МИД Ирана отметил, что всего за 48 часов до ключевой шестой встречи между Ираном и США по его ядерной программе Израиль начал войну.
"Это стало глубоким предательством дипломатии — в момент, когда диалог между Ираном и США наконец начал набирать обороты, необдуманная бомбардировка четко дала понять: Израиль предпочитает войну вместо разрешения конфликта", — считает Аракчи.
Аракчи добавляет, что Израиль ложно утверждал, что его воздушные удары были направлены на предотвращение разработки Ираном ядерного оружия. На самом деле, как подписант договора о нераспространении, Иран всегда был привержен мирной ядерной программе под контролем ООН. Как и любая достойная нация, подвергшаяся нападению, Иран ожесточенно сопротивлялся агрессии, пока Израиль не был вынужден положиться на президента Трампа, чтобы закончить войну, которую он начал.
"Получив удар однажды, Иран теперь действует с двойной осторожностью. Наше стремление действовать ответственно, чтобы избежать полномасштабной региональной войны, не следует ошибочно толковать как слабость. Мы будем отражать любые будущие нападения на наш народ. И если такой день наступит, мы покажем наши истинные возможности, чтобы развеять любые иллюзии относительно силы Ирана", — утверждает глава МИД Ирана.
Хотя в последние дни Иран получил сигналы о возможной готовности США вернуться к переговорному процессу, в Тегеране возникает закономерный вопрос: как можно доверять дальнейшему взаимодействию? В 2015 году Иран заключил всеобъемлющее ядерное соглашение с шестью государствами, среди которых были и США, однако Вашингтон в одностороннем порядке вышел из него через три года. А когда Тегеран добросовестно согласился на новый раунд переговоров, его готовность к диалогу была вознаграждена атакой со стороны двух ядерных держав.
"Иран по-прежнему заинтересован в дипломатических переговорах, но мы имеем веские основания сомневаться в дальнейшем диалоге. Если есть желание решить этот вопрос мирным путем, США должны продемонстрировать настоящую готовность к заключению справедливой сделки. Вашингтон также должен знать, что его действия последних недель изменили ситуацию", — отметил Аракчи.
Министр иностранных дел добавил, что иранцы никогда не согласятся капитулировать. Как доказали просчеты израильского режима, иранцы неизменно объединяются против агрессоров.
Обещание Дональда Трампа ставить интересы Америки на первое место на практике превращается в курс "Израиль превыше всего". После того как американцы стали свидетелями гибели тысяч своих граждан и траты триллионов долларов налогоплательщиков в регионе, кажется, что их терпение иссякло.
"Путь к миру требует от США осознания: только диалог, а не безрассудное давление, может обеспечить длительный результат. Выбор остается за Америкой — или она наконец выберет дипломатию, или и дальше будет оставаться втянутой в чужую войну", — подытожил Аракчи.
Напомним,Иран не планирует в дальнейшем отвечать на удары США по его ядерным объектам, но все равно обещает продолжать развитие своей ядерной программы. Тегеран "уже отреагировал" на удары США по его трем ядерным объектам, атаковав военную базу США в Катаре.