Министерство социальной политики планирует большую пенсионную реформу, в частности внедрение накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и новой формулы расчета пенсии в солидарной системе по баллам. Дедлайн — к концу 2025 года.
Риски накопительной системы во время войны
Существуют серьезные предостережения по поводу внедрения обязательной накопительной системы во время войны и экономического кризиса. Опыт других стран и эксперты международных финансовых организаций указывают, что для успешного внедрения накопительной пенсионной системы необходимы устойчивый экономический рост и значительное увеличение доходов населения в течение нескольких лет подряд. Прогнозировать постоянный экономический рост в Украине во время войны сложно.
Инвестиционный доход от пенсионных активов должен превышать уровень инфляции за год хотя бы на 2–3%. По данным НБУ, инфляция в 2022 году была 30%, в 2024-м — 12%. По данным Госстата, в мае 2025 года инфляция в Украине ускорилась до 15,9%. То есть годовая доходность инвестиционных инструментов (депозитов, ОВГЗ или коммерческих ценных бумаг) должна превышать минимум на 3% инфляционные показатели. Однако в Украине легальных отраслей экономики с такой инвестиционной доходностью практически нет. В лучшем случае можно говорить о 8–10% годовых. При этом в Украине очень слабые финансовые институты, неразвитый рынок ценных бумаг и ограниченное количество реальных инвестиционных инструментов. При таких условиях гарантировать людям сохранение средств от инфляции невозможно.
Определяющий риск запуска обязательной накопительной системы в нестабильной экономике — накопление на пенсионных счетах могут стать отрицательными.
Для эффективности необходимы низкие административные расходы — не более 1–1,5%. Опыт Аргентины и Чили показывает, что высокие административные расходы приводят к крайне низким результатам долгосрочного инвестирования и существенному уменьшению пенсионных выплат.
Наибольшей проблемой является отсутствие реальных государственных гарантий сохранности пенсионных накоплений. Нет четкой системы возврата пенсионных активов в случае ликвидации эмитентов ценных бумаг и банков. Существует угроза, что накопительная система при неблагоприятных условиях превратится в большую финансовую пирамиду.
Негативный опыт восточноевропейских стран
Правительство должно учесть негативный опыт стран, где в мирное время и при более благоприятных экономических условиях внедрение обязательной накопительной системы потерпело крах:
- Венгрия (2010): парламент приостановил уплату взносов на индивидуальные счета и санкционировал переведение средств в солидарную систему из-за слишком высоких долгосрочных расходов;
- Польша (2014): из-за государственных ограничений фонды начали получать отрицательную доходность, правительство дало гражданам три месяца на возврат к солидарной системе;
- Чехия (2016) объявила о ликвидации второго уровня, созданного только в 2013 году.
Условия для внедрения накопительной системы
Перед внедрением правительство должно обеспечить:
- отсутствие негативного влияния на солидарную систему (требование МВФ);
- стабильный экономический рост, повышение зарплат и снижение инфляции;
- гарантирование сохранения пенсионных накоплений;
- меры против злоупотреблений и завышенных административных расходов.
Реформа солидарной системы: расчет по баллам
С июля 2025 года планируется новая формула расчета пенсий с делением на две части.
Базовая пенсия — 30% от минимальной зарплаты после уплаты налогов. В 2025 году это 1848 грн (меньше прожиточного минимума для нетрудоспособных в 2361 грн и в три раза меньше фактического прожиточного минимума). Выплачивается всем пенсионерам независимо от стажа и зарплаты.
Страховая пенсия — рассчитывается по баллам в зависимости от лет страхового учета, размера зарплаты и ее соотношения со средней зарплатой по стране, за каждый месяц трудовой деятельности пенсионера.
Преимущества балльной системы:
- устраняется разница между пенсиями, назначенными в разные годы при одинаковых показателях;
- для лиц с зарплатой на уровне средней заработной платы в стране и ниже размер пенсии будет немного большим;
- новый механизм индексации будет применяться ко всем пенсиям, в том числе и к ранее назначенным, что обеспечит применение одинакового порядка повышения всех пенсий.
Недостатки:
- стоимость одного балла (сейчас 1,02 грн в 2025 году) ежегодно будет устанавливать правительство в ручном режиме;
- для тех, у кого зарплата превышает среднюю, пенсии будут ниже.
Также предлагается в Законе Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» такой социальный показатель, как «минимальный размер пенсии по возрасту», заменить на «размер базовой части пенсии по возрасту». Такая замена необоснована, ведь статья 17 этого закона определяет, что основные государственные социальные гарантии устанавливаются с целью обеспечить конституционное право граждан на достаточный жизненный уровень. При этом определено, что основные государственные социальные гарантии, являющиеся основным источником существования, не могут быть ниже прожиточного минимума, установленного законом.
Проблемы социальной справедливости
С 2022 года наблюдается резкий рост (в 2,5 раза) количества лиц с зарплатой более 160 тыс. грн (максимальная база начисления ЕСВ), с части которой не платится единый социальный взнос. Это создает дополнительную нагрузку на бюджет Пенсионного фонда.
Еще одна серьезная проблема заключается в разительной диспропорции в оплате труда между руководителями госпредприятий, членами наблюдательных советов, работниками центральных органов власти и работниками реального сектора. Эта диспропорция имеет отрицательный мультипликативный эффект — неравенство в зарплатах вызывает еще большее неравенство в пенсионном обеспечении.
По данным Минсоцполитики, средний размер пожизненного содержания судей в конце 2024 года достигал 99,74 тыс. грн в месяц — в 17 раз больше средней пенсии и в 42 раза больше минимальной пенсии для неработающих.
Цель реформы должна включать решение следующих главных проблем: создание предпосылок для устойчивого развития экономики и, как следствие, для развития пенсионного обеспечения на основе государственного и негосударственного пенсионного страхования; усовершенствование системы управления пенсионным обеспечением.
Для усиления социальной защиты граждан необходимо соблюдать единые принципы реализации процесса реформирования пенсионной системы Украины, к которым можно отнести:
- экономическую обоснованность и финансовую состоятельность пенсионной системы;
- социальную справедливость — один закон для всех и одинаковые правила и одна формула начисления пенсий для всех без исключения; обеспечение невозможности существования привилегированных групп спецпенсионеров, которые получают пенсии по отдельным законам, например таких, как бывшие прокуроры, полицейские, судьи;
- понимание и поддержку пенсионной реформы широкими слоями населения;
- добровольность и свободу выбора, повышение заинтересованности и ответственности граждан за свое благосостояние в старости;
- содействие экономическому развитию страны и росту национальных сбережений.
Реформирование пенсионной системы возможно лишь при устойчивом развитии экономики и росте доходов населения, потому что проблемы пенсионного обеспечения являются производными от проблем экономики.
Будет экономический рост — станут возможными и настоящие пенсионные реформы, не будет экономического роста — продолжатся упадок и деградация пенсионного обеспечения.
Вывод: пенсионное обеспечение является важной составляющей системы социального страхования и социальной защиты населения, затрагивает интересы практически каждого гражданина Украины, поэтому от того, насколько прозрачными будут схемы пенсионных отчислений и понятным и справедливым порядок начисления пенсий, зависит восприятие или отторжение реформ обществом.
Рекомендации
По накопительной системе: внедрение в условиях войны, кризиса, высокой инфляции без реальных гарантий сохранения накоплений несет большие риски отрицательного результата. На современном этапе целесообразно воздержаться от внедрения обязательной накопительной системы.
По балльной системе: имеет положительные и отрицательные стороны. Позитив — устранение различий между пенсиями разных лет, немного большие пенсии для лиц со средней зарплатой и ниже. Негатив — базовая пенсия меньше прожиточного минимума, более низкие пенсии для высокооплачиваемых работников.
Для усиления действующей системы необходимо:
- ввести одинаковые правила начисления для всех, максимально сократить привилегированные группы спецпенсионеров;
- устранить диспропорции в оплате труда;
- снять ограничения по максимальной базе начисления ЕСВ;
- минимизировать теневую занятость.
Главное: пенсионное обеспечение затрагивает интересы каждого гражданина, поэтому от прозрачности схем отчислений и справедливости начисления зависит общественное настроение в отношении реформ. Успешное реформирование возможно лишь при условии стабильного экономического развития и роста доходов населения. Будет экономический рост — станут возможными настоящие пенсионные реформы, не будет — продолжатся упадок и деградация пенсионного обеспечения.