Американо-украинский инвестиционный фонд восстановления — шанс без гарантии
Американо-украинский инвестиционный фонд восстановления — шанс без гарантии

Американо-украинский инвестиционный фонд восстановления — шанс без гарантии

Американо-украинский инвестиционный фонд восстановления — шанс без гарантии

Подписание соглашения о создании американо-украинского инвестиционного фонда восстановления — это событие, требующее глубокого и трезвого анализа, лишенного пафосной лирики и неоправданных ожиданиях. Это не тектонический сдвиг, произошедший сам по себе, а, скорее, открытие тектонической плиты возможностей, под которой лежат как колоссальные богатства, так и огромные риски. Для Украины это шанс, но не гарантия превратить свой сырьевой потенциал в фундамент современной, технологически ориентированной экономики и органично провести сверхсложный транзитный период восстановления. Другим вызовом остается преодоление хронических болезней отрасли, которые в условиях активной деятельности иностранного инвестора не просто станут тормозящим фактором для развития проектов, но еще и создают реальные условия для колониального статуса добывающего сектора, о котором так громко говорили критики соглашения.

Потенциал

Мы часто слышим умопомрачающие оценки стоимости украинских недр: от сотен миллиардов долларов по критическим минералам до астрономических 15 триллионов долларов общей оценки всех минеральных запасов. Но важно понимать, что это не рыночная цена активов, а, скорее, астрономическая оценка минералов, находящихся в земле. Более того, 62% этой суммы приходится на каменный уголь, а 14% — на железную руду, в то время как на остальные активы, включительно с критическими минералами, приходится менее четверти. Эта цифра — потенциал, а не ликвидный капитал.

Этот потенциал резко контрастирует с жестокой реальностью войны. По состоянию на конец 2024 года прямые убытки, нанесенные только промышленности и строительству, по оценкам Киевской школы экономики, достигли 14,4 млрд долл., а общие убытки инфраструктуры превысили 170 млрд долл. Российская агрессия физически уничтожила реализуемую стоимость наших активов, оккупировав территории, где расположено до 40% металлических руд. Вместе с тем эта же агрессия парадоксальным образом повысила стратегическую ценность ресурсов на подконтрольной территории.

Таким образом, фундаментальный вызов для Украины — это преодоление пропасти между теоретическим богатством и реальной экономической отдачей. Мы годами сидели на золоте, но это «золото» оставалось геологическим феноменом, а не экономическим активом. Соглашение с Соединенными Штатами — это не магическое решение, а инструмент. Это рамочная конструкция, которая может помочь привлечь капитал и технологии. Но станет ли эта конструкция прочным мостом к процветанию или же останется памятником утраченным возможностям, зависит исключительно от нашего домашнего задания — от глубины и последовательности внутренних реформ.

Почему успешное партнерство именно в добывающей отрасли окажет значительный демонстрационный эффект для всей экономики? Ответ кроется в специфике сектора. Горнодобывающая промышленность чрезвычайно капиталоемкая, с длинными инвестиционными циклами и высокими рисками, как геологическими, так и политическими. Исторически в Украине эта отрасль ассоциировалась с непрозрачностью, коррупцией и олигархическим контролем.

Реализация хотя бы одного крупного прозрачного и прибыльного проекта при участии американского капитала в рамках соглашения станет мощным сигналом для всего международного инвестиционного сообщества. Это продемонстрирует, что Украина в состоянии обеспечить верховенство права, стабильность правил игры и защиту инвестиций в такой комплексной отрасли. Как следствие, это может разблокировать поток капитала и в другие секторы — от агропереработки до IT, оборонки и инфраструктуры.

Связь между военной помощью США и потенциальными прибылями от украинских недр создает уникальный механизм заинтересованности. Успех Фонда, а значит, и возврат американских инвестиций прямо зависят от возможности начать добычу на новых месторождениях. Это переводит отношения из формата «донор—реципиент» в плоскость стратегического партнерства, где безопасность Украины становится экономическим интересом для США.

Важно понимать, что американо-украинское соглашение не возникло в вакууме. Оно является прямым следствием глобальной геоэкономической перестройки, в центре которой — жесткая конкуренция между США и Китаем за контроль над цепочками поставок критических сырьевых материалов. Это заставило США и их союзников срочно искать пути диверсификации и френдшоринга — перенесения цепочек поставок в дружеские и надежные юрисдикции. Действительно партнерским и взаимовыгодным такой формат становится только в том случае, если государственные институты демонстрируют стабильность и прозрачную логику своей работы, бизнес-практики страны-реципиента становятся удобными и лишены барьеров для обеих сторон.

Особенно важно это в максимально стандартизированном для западного мира процессе привлечения инвестиций. Примеры стран, приведенные ниже, — это истории тех, кто смог стать не просто источником выручки для донора, но и использовать инвестиции как трамплин для собственного преобразования.

Как избежать ресурсной ловушки

Но есть большое но, о котором так любят говорить экономисты. Богатство на природные ресурсы часто становится не благословением, а проклятием. Это явление, известное как ресурсная ловушка или «голландская болезнь», характеризуется деградацией других секторов экономики, ростом коррупции, усилением авторитарных тенденций и, наконец, экономическим упадком. Полезным для нас будет проанализировать кейсы стран, успешно использовавших аналогичные механизмы привлечения капитала для восстановления.

План Маршалла и «немецкое чудо»

Часто План Маршалла вспоминают в качестве примера исключительно финансовой помощи. Но это не так. Западная Германия получила в его рамках 1,4 млрд долл. (около 11% от общей суммы), причем 85% этих средств были предоставлены в форме безвозвратных грантов. Это был мощный капитальный толчок. Но экономическое чудо было бы невозможно без глубоких внутренних реформ. Ключевую роль играли денежная реформа 1948 года (введение немецкой марки), остановившая гиперинфляцию, и ордолиберальная политика министра экономики Людвига Эрхарда, создавшая условия для рыночной конкуренции и стабильного роста. Результаты были впечатляющими: уже в 1955 году рост ВВП ФРГ достиг 12%.

Урок для Украины. Внешний капитал является катализатором, но не панацеей. Без макроэкономической стабилизации, независимой монетарной политики и структурных рыночных реформ он не даст желаемого эффекта.

«Линия Доджа» в Японии

Послевоенная Япония, как и Германия, страдала от разрушений и гиперинфляции. Американская программа стабилизации, известная как «Линия Доджа», была настоящей «шоковой терапией». Ее ключевые меры включали: сбалансирование государственного бюджета, реформирование системы сбора налогов, ограничение кредитования и установление фиксированного обменного курса иены. Это привело к болезненной, но краткосрочной рецессии, известной как Dodge squeeze. Но именно эта жесткая фискальная дисциплина создала фундамент для дальнейшего стремительного экспортоориентированного роста, вошедшего в историю как «японское экономическое чудо».

Ботсвана — классический пример страны, которая смогла избежать ресурсной ловушки. Основой ее успеха стало образование в 1994 году суверенного фонда «Пула» для управления доходами от экспорта алмазов. Цель фонда — сохранение капитала для будущих поколений и стабилизация государственных финансов. Фонд управляется центральным банком страны и функционирует на основе долгосрочной инвестиционной стратегии, отделяющей его от текущих политических потребностей правительства. Результатом такой политики стали значительный рост ВВП на душу населения — с 2 832 долл. в 1994 году до более чем 7 тыс. долл. в 2020-м, а также уровень бедности значительно ниже среднего по странам Субсахарской Африки.

Урок для Украины. Доходы от добычи полезных ископаемых очень волатильные. Соблазн направить сверхприбыли от высоких цен на сырье на популистские социальные расходы огромен, но именно это и является прямым путем к «голландской болезни». Украине требуется долгосрочная стратегия управления этими доходами, базирующаяся на принципах жесткой фискальной дисциплины.

Домашнее задание

Исторические уроки и структура самого соглашения со США недвусмысленно указывают на то, что внешний капитал не придет в Украину автоматически. Он придет только тогда, когда мы создадим для него предсказуемую прозрачную и безопасную среду. Это и является нашим домашним заданием — комплекс реформ, который превратит Украину из высокорискованной территории в привлекательную инвестиционную площадку. Это не просто выполнение требований партнеров; это наш собственный рациональный выбор в пользу конкурентоспособности.

Прозрачность данных

Инвестор не вкладывает миллиарды долларов вслепую. Первое, что ему нужно, — это качественная достоверная и доступная геологическая информация.

  1. Цифровизация геологических данных. Наши геологические архивы — это огромный массив ценной информации, значительная часть которой до сих пор хранится в бумажном виде по советским стандартам. Проект, который реализуется совместно с ЕБРР, по оцифровке 60 000 геологических отчетов до 2025 года и создании на их основе современного Национального геологического портала, абсолютно критический. Это позволит инвесторам быстро и эффективно оценивать потенциал участков.
  2. Переход на международные стандарты отчетности. Для западного инвестора украинская система классификации запасов непонятна. Поэтому окончательный переход на международно признанные стандарты, такие как JORC (Австралийский кодекс) или CRIRSCO, является обязательным условием. Это создает единый язык для оценки активов и рисков, что станет фундаментом доверия и основой для привлечения капитала на международных фондовых рынках.

Решение проблемы «спящих лицензий»

Даже лучшие месторождения не принесут пользу, если доступ к ним заблокирован или условия работы нестабильны. Проблема «спящих лицензий» — одна из главных преград для развития отрасли. По данным Госгеонедр, в Украине насчитывается 154 специальных разрешений, по которым на протяжении десяти лет было добыто менее 1% запасов. Эти участки фактически заморожены и не работают на экономику. Необходимо провести решительный, но справедливый аудит и в случае невыполнения лицензионных условий возвращать участки в рыночный оборот через прозрачные аукционы для привлечения эффективных инвесторов.

Активное продвижение указанных инструментов, в частности для таких пилотных проектов, как месторождение «Добра», может стать ключом к привлечению фундаментальных инвестиций. Это один из крупнейших объектов в Европе с оценочными запасами руды от 80 до 105 млн тонн. Правительство Украины уже одобрило 16 июня 2025 года подготовку к проведению конкурса на разработку этого месторождения, что стало первым практическим шагом в реализации соглашения со США. Интерес к проекту уже проявил мощный консорциум инвесторов, в который входят инвестиционная компания TechMet (частично финансируемая правительством США через DFC) и соратник президента США Рональд Лаудер.

Как бы банально это ни звучало, но вышеупомянутые примеры и дорожные карты подтверждают: настоящий успех будет заключаться в использовании толчка для построения в Украине полноценных производственных цепочек — от добычи до создания высокотехнологической продукции с высокой добавленной стоимостью. Для Украины это понятный и проверенный путь избежать ресурсной ловушки и заложить фундамент новой экономической модели, с которой граждане связывают рост уровня качества жизни и желательной работы институтов публичной власти.

Источник материала
loader
loader