"Слуги народа" зарегистрировали законопроект, фактически легализующий коррупцию в оборонной сфере - ЦПК
"Слуги народа" зарегистрировали законопроект, фактически легализующий коррупцию в оборонной сфере - ЦПК

"Слуги народа" зарегистрировали законопроект, фактически легализующий коррупцию в оборонной сфере - ЦПК

"Слуги народа" зарегистрировали законопроект, фактически легализующий коррупцию в оборонной сфере - ЦПК

В ЦПК объяснили, чем грозит новая инициатива монобольшинства.

В Верховной Раде зарегистрировали законопроект №13423 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины и Уголовный процессуальный кодекс Украины относительно поддержки предприятий оборонно-промышленного комплекса". Документ фактически предлагает ввести амнистию за преступления, совершенные во время выполнения оборонных контрактов, отметили в Центре противодействия коррупции.

Инициаторами законопроекта стали 126 народных депутатов, из которых 123 - "слуги народа". Депутаты предлагают исключить ответственность за преступления, если:

  • их совершили во время выполнения оборонного контракта и они преследовали "общественно полезную цель";
  • их совершили должностные лица предприятия, включенного в специальный Перечень предприятий оборонного промышленного комплекса.

Утверждать такой перечень, который будет закрытым, должно Министерство обороны.

Также законопроект предлагает "задним числом" уволить недобросовестных поставщиков оружия "задним числом". Причем это предлагается сделать даже если правонарушение произошло до включения поставщика в Перечень предприятий ОПК. Для таких в период военного положения ответственность не наступает, если деяние было "для выполнения контракта".

Еще один пункт законопроекта - создание "иммунитета" для предприятий ОПК. В частности, предполагается, что юридические лица не будут подлежать уголовно-правовым мерам в течение всего срока пребывания в Перечне Минобороны, даже если фактические обстоятельства нарушения возникли раньше.

Законопроект также предусматривает исключительный контроль генпрокурора. В частности, только он сможет вносить данные о таких правонарушениях в ЕРДР. Исключительной компетенцией генпрокурора предлагают сделать сообщение о подозрении, задержании, аресте, обысках, временном доступе, отстранении от должности и тому подобное. Ходатайство в суде также предлагают рассматривать только по согласованию генпрокурора.

Более того, подобный режим предлагают ввести не только на время военного положения, но и в течение трех лет после его отмены.

"Законопроект № 13423 фактически легализует коррупцию в оборонной сфере - причем для заранее согласованного круга поставщиков Минобороны. При этом оружейные контракты на сегодня получают в том числе очень близкие к окружению Зеленского лица вроде Тимура Миндича. Сначала ты платишь за "вход" в список этих поставщиков, покупаешь себе иммунитет и дальше можешь завышать цены на закупки хоть в 100 раз - без всякого риска. Наказать лиц, которые строят схемы в закупках оружия, нельзя будет даже после выборов", - отметила заместитель исполнительного директора ЦПК Елена Щербань.

Риски законопроекта

В ЦПК объяснили, что абсолютная концентрация полномочий у генпрокурора грозит привлечением к ответственности в ручном режиме, а также политизацией расследований злоупотреблений ОПК. Также это нивелирует гарантии независимости следствия.

Положения законопроекта позволяют признать не "криминалом", любые действия, если исполнитель предоставит доказательства их необходимости для выполнения оборонного заказа.

В законопроекте отсутствуют объективные критерии для фактической амнистии в соответствующих преступлениях. Ведь "общественно полезная цель" и "укрепление обороноспособности", добавляют в ГПК, - это довольно дискуссионные определения, которые не имеют четких определений. Поэтому в случае расследования сторона обвинения должна будет доказывать, что деяние не только имело состав преступления, но и никоим образом не способствовало укреплению обороноспособности. В сочетании с исключительной ролью генпрокурора, отметили в ЦПК, нормы законопроекта могут стать инструментом выборочного правоприменения.

Если говорить об иммунитете "задним числом", то когда предприятие включат в перечень Минобороны ОПК после совершения правонарушения - все предыдущие действия и даже очевидные преступления подпадут под амнистию. Для этого их надо будет лишь формально связать с контрактом на оборонные закупки в условиях военного положения.

"Сложность квалификации действий соучастников. Расследование нарушений в оборонных закупках происходят в соучастии со служебными лицами Минобороны, другими государственными служащими или даже офицерским составом. Однако в случае, если основное деяние не будет считаться уголовным правонарушением, то одновременно возникнет и практическая сложность в квалификации действий участников схемы", - добавили в ЦПК.

Также законопроект грозит чрезмерной концентрацией полномочий Министерства обороны. В случае принятия законопроекта оборонное ведомство фактически превратят в орган, который сможет раздавать иммунитет от уголовного преследования за злоупотребления.

"Учитывая, что МОУ является ответственным за формирование политики в сфере обороны и бюджет это создает чрезмерные коррупционные риски", - добавили в ЦПК.

Областные администрации строят укрепления на фронте, чтобы освоить средства, а не для военных. Нужно выбрать одну организацию, которая будет отвечать за все, пишет в своей статье "Кому война, а кому TikTok. О качестве государственных решений в военное время" офицер ВСУ радиоинженер, специалист по аэроразведке Юрий Касьянов. По его словам, из-за плохого качества укреплений наша страна теряет территории. Однако он подчеркнул, что никто не наказан за это и не принято никаких важных решений для исправления ситуации.

Источник материала
loader
loader