В Украине война и не гипотетическая, а вполне реальная — каждый день, каждую минуту, в каждом уголке страны. Россия не оставила нам выбора — или мы готовимся к сопротивлению всей страной, или утратим ее. Поэтому базовая военная подготовка гражданских — это необходимость, как аптечка, как турникет, как тревожный чемоданчик. Сейчас есть много гражданских инициатив — разных курсов и тренингов, платных и бесплатных, кроме того, в регионах создаются центры национального сопротивления, где будут обучать гражданских. И идет обновление базового военного образования. «Государство начинает работу над ошибками, мы опоздали с этими изменениями лет на десять, если не больше», — сказал знакомый военный.
В школе уже идут изменения — пилотируется новый современный курс «Захист Вітчизни». И теперь начинается обновление военного образования студентов — с первого сентября в университетах и колледжах будут преподавать обязательный учебный курс базовой общей военной подготовки (БОВП). Что это и как должно быть организовано, прописано в Законе Украины «О воинской обязанности и военной службе», постановлении Кабинета министров Украины №734 (от 21 июня 2024 года) и Законе «Об основах национального сопротивления».
Курс БОВП будет обязательным для студентов и государственных, и частных университетов, а те, кто откажется его проходить, не получат диплом. Но это требование касается только студентов-второкурсников, которые учатся по дневной или дуальной форме (объединение учебы с работой). Почему именно они, расскажу ниже. По приблизительным оценкам, в этом учебном году таких будет почти 120 тысяч человек.
По правилам, студенты, которые будут изучать БОВП, обязательно будут проходить врачебную комиссию (ВВК) и встанут на учет в территориальном центре комплектования (ТЦК). После окончания курса они не только получат сертификат о прохождении базовой общей военной подготовки, но и примут присягу и получат военную специальность — стрелок.
Курс состоит из двух частей: теоретической — в университете и практической — на полигоне. Теоретическая часть обязательна для всех, а практическая — только для парней, признанных пригодными к службе. Если же девушки тоже хотят изучать практическую часть, им нужно будет пройти ВВК и встать на учет в ТЦК.
Нововведение вызывает страх у некоторых студентов и родителей: не означает ли это фактической мобилизации? Но в Минобороны подчеркивают, что это не мобилизация и мобилизационный возраст остался неизменным — 25 лет. Вместе с тем университетский курс БОВП должен заменить мобилизацию.
Заместитель министра образования Михаил Винницкий так объясняет задачу нового курса: «Мы не говорим о милитаризации на сегодняшний момент. Мы говорим о том, чтобы люди не боялись базовых вещей, которые называются «униформа», «ружье», «полигон». Потому что на сегодняшний день есть очень много людей, которые на самом деле этого боятся. Мы еще далеко до милитаризации. Мы еще очень далеки от Норвегии, Израиля и т.п. Это может быть в наших мечтах, но на сегодняшний момент мы должны просто снять страх. Это — цель этих курсов».
Как это будет работать
Над созданием курса с БОВП работали совместно Минобороны (нормативная база, логистика, ресурсы), Минобразования (образовательная составляющая курса и его интеграция в учебный процесс) и Генштаб (создание типовой учебной программы). По словам заместителя директора департамента военного образования и науки МОУ Максима Касьяненко, подготовка такой программы для государства является новой, в ней учтен опыт Израиля и Норвегии.
Курс состоит из 300 учебных часов (по 45 минут), из них 90 — теоретических и 210 — практических. Треть теоретических занятий студенты должны освоить самостоятельно. Программа предусматривает контрольные работы, а в конце теоретической части — зачет.
Как видно из типовой учебной программы, опубликованной МОН, самый большой акцент будет сделан на изучении основ огневой подготовки (обращение со стрелковым оружием, ручными гранатами) — 30 часов из общих запланированных 90.
Одним из приоритетов будет тактическая подготовка (это о действиях солдата в бою, в наступлении) — 18 часов, немного меньше на домедицинскую помощь — 8 занятий.
Практические занятия, включая выезды на полигон или в учебные центры, будут проходить на каникулах. Планируется, что они будут проходить в высших военных учебных заведениях, военных учебных подразделениях заведений высшего образования, учебных частях, центрах ВСУ и правоохранительных органов специального назначения, а также в центрах подготовки населения к национальному сопротивлению.
Какие есть риски
К сожалению, по инициативе правительства не было публичных обсуждений этой идеи, где собрались бы все, кто имеет к ней отношение: представители университетов, военные, законодатели, министерства. Не было дискуссии, которая дала бы возможность оценить нововведение системно, а также увидеть препятствия и риски для его эффективного внедрения. Но Киевская школа экономики (KSE), уже имеющая определенный опыт в организации военной подготовки, организовала такую дискуссию «БОВП в университетах: вызовы и возможности».
По мнению участников обсуждения, которое высказывали и студенты, самый большой риск заключается в том, что базовая военная подготовка на самом деле будет формальностью. Для того чтобы нововведение реально заработало, нужно вложить в него средства и найти людей, которые смогут его реализовывать.
«Пока на эти два вопроса (где взять средства и людей. — О.О.) не будет ответа, существует большая угроза, что все это превратится в имитацию, — говорит капитан 12-й бригады НГУ «Азов» Игорь Якубовский. — Имитацию, когда, как и военная кафедра в свое время, учебное заведение будет договариваться c учебным центром, что те закрывают на все глаза и ставят оценку « все хорошо». А если это будет заканчиваться военной присягой, это будет катастрофа».
Для преподавания теоретической части университетам нужны преподаватели, а для практической — инструкторы в учебных воинских частях и на полигонах. Причем это должны быть люди, имеющие опыт ведения современной войны. Поиск и тех, и других для университетов — проблема. Университетская зарплата в 10 тыс. грн вряд ли вызовет наплыв классных специалистов из числа преподавателей и ветеранов. В то же время ректор Киевской школы экономики Тимофей Брик рассказал, что даже на конкурентную зарплату в 2 тыс. долл. университету было сложно найти специалиста с высокой квалификацией и опытом, который мог бы координировать военную подготовку студентов. «Я считаю, что здесь есть реальный кризис кадров, — подчеркнул он. — Что делать? Ответ такой, что (университетам. — О.О.) нужно просто делать все. Если вы можете немножко это аутсорсить, если можно работать с собственно воинскими частями, нужно работать с ними. Если можно нанять ветеранов, будем нанимать. И у нас нет выбора. Будем выращивать своих специалистов, но это путь на годы вперед».
Максим Касьяненко также рассказал, что государство тоже делает определенные шаги, хотя их и недостаточно: «Военные вузы и так перегружены: их преподаватели занимаются подготовкой курсантов, но параллельно их привлекают к организации курсов для будущих преподавателей БОВП. Обучение уже прошли около 500 человек, но этого явно недостаточно для покрытия потребностей».
Не меньшая проблема и с привлечением инструкторов из воинских частей и центров подготовки — они уже сейчас загружены подготовкой военных. Как рассказал руководитель аналитического отдела фонда «Повернись живим» Антон Муравейник, сейчас на одного инструктора приходится 70 людей вместо 10.
Командир батальона 95-й отдельной десантно-штурмовой Полесской бригады Ярослав Секрет поясняет: «На данный момент эта программа на балансе воинских частей практически невозможна. Вероятно, это будет более действенно на базе учебных центров, но нужно будет дополнительно создавать какие-то учебные батальоны или учебные роты с сухопутными и десантно-штурмовыми войсками, инструкторами». Он подчеркнул, что сотрудничество с учебными центрами может стать выходом из ситуации, но сначала нужно создать систему такого сотрудничества.
Что с финансированием
Чтобы понять, насколько серьезна эта проблема, достаточно посмотреть на требования к оборудованию для университетских аудиторий, где будут проходить теоретические занятия. Они прописаны специалистами Генштаба в программе курса БОВП. Это не только компьютер, экран и проектор, но и интерактивные доски, мультимедийный и лазерный тир, образцы приборов, оружия и боеприпасов.
И если государственных средств, выделенных на этот курс, не хватит (а их, скорее всего, не хватит, почему — читайте ниже), университетам придется брать их из своих спецфондов или договариваться c другими ЗВО.
А что вкладывает в этот курс государство? По данным, которые народный депутат Инна Совсун получила от Минобороны, подготовка одного студента по БОВП будет стоить около 82 тысяч гривен. «Министерство образования и науки сказало, что у них есть на эту программу 62 миллиона, — рассказывает Инна Совсун.— Путем несложных математических действий мы можем посчитать, что этих средств хватит на подготовку 756 студентов. В то же время у меня есть ответ Министерства финансов, которое подтвердило цифру 62 миллиона и сказало, что это деньги на подготовку 67 тысяч студентов. Неизвестно, почему именно на 67 тысяч, если их можно ждать около 100 тысяч, но это уже другой вопрос. Итак, на одного студента реально выделяется 920 гривен вместо 82 тысяч гривен. Зная опыт KSE по военной подготовке я вам скажу, что 920 гривен для подготовки не хватит и близко, даже если предположить, что эти деньги — лишь часть суммы, а после нового года к ним добавят еще из нового бюджета».
Михаил Винницкий в ответ пояснил, что сумма в 62 миллиона гривен планируется «не на весь курс, не на всех студентов, а только на половину и только на теоретическую часть». «Деньги нужны, уважаемые народные депутаты и депутатки. В ваших руках бюджет», — добавил он.
Но даже если оптимистично представить себе, что средства на БОВП в государстве найдутся, то кадровая проблема (нехватка преподавателей и инструкторов) останется. Поэтому стоило бы хорошо подумать, запускать курс базовой военной подготовки в университетах уже в этом учебном году и по всей стране или же масштабировать его постепенно как эксперимент в определенных регионах.
Чему будут учить студентов
Выше я уже рассказывала о том, как видят содержание обучения Генштаб и МОН и на какие дисциплины будет выделено больше всего часов теоретической подготовки. Но эксперты называют несколько другие приоритеты — не огневая подготовка должна быть основной.
По мнению Ярослава Секрета, студенты должны в первую очередь знать шесть дисциплин: «Самое главное — это тактическая подготовка. На втором месте — огневая подготовка, на третьем — тактическая медицина и инженерная подготовка, на четвертом — топографическая подготовка и на пятом — подготовка по связи». Что касается тактической медицины, то среди участников панельной дискуссии идут споры — не является ли именно она самой главной учебной дисциплиной.
Очевидно, что приоритет огневой подготовки в программе БОВП связан с тем, что студенты получают военную специальность «стрелок». Но эксперты возражают: целесообразно ли всех студентов учить одинаково, почему не готовить их по разным военным специальностям, например, связанным с обслуживанием техники, медпомощью или управлением БПЛА.
Очень сомнительно с точки зрения эффективности выглядит четкое разделение курса БОВП на практическую и теоретическую части. Это означает, например, что студенты сначала узнают теорию о применении разных типов оружия или тактику, или ориентирование на местности, а через полгода поедут на полигон делать это на практике. Что они вспомнят, что усвоят?
Также важный вопрос: насколько актуальными будут знания, полученные студентами на втором курсе университета, через семь лет, когда они достигнут 25-летия и придут в войско? Ведь технологии и опыт войны стремительно меняются. Да и в целом, что из изученного они вспомнят через семь лет? Поэтому нужно подумать о регулярных ежегодных коротких курсах повторения и обновления информации.
Тимофей Брик заметил, что преподавание БОВП слишком зарегулировано. Университетам нужно дать больше свободы и гибкости в принятии решений о том, на каком курсе и как преподавать базовую военную подготовку, по какой военной специальности, или по-разному для парней и девушек, с какой воинской частью и на каком полигоне проходить тренировку.
Важны и вопросы, действительно ли базовая военная подготовка должна быть обязательной. Михаил Винницкий считает, что нет. «Заставить 120 приблизительно тысяч студентов второго курса проходить в обязательном порядке такой курс, который сейчас предусмотрен, не вариант, — говорит заместитель министра. — Что мы будем делать с такой реальностью, когда большое количество людей (я говорю о тысячах), захотят откупиться от БОВП: «Я не хочу — не могу по разным причинам, а давай, уважаемый инструктор, запишешь меня, и вот тебе 100 баксов». И это будет общенациональная проблема. Мы просто создаем коррупциогенную ловушку».
Михаил Винницкий также рассказал, что на сегодняшний день зарегистрирован законопроект, который вообще отменяет БОВП как обязательную часть учебного процесса, вместо этого предусматривает курс «Основы национального сопротивления». Заместитель министра образования не сообщил детали, но сказал, что не сомневается в том, что продолжительность теоретической части в новом курсе не изменится, «но все остальное должно существенно измениться и будет изменено в ближайшее время». Наступит ли это время до первого сентября, сейчас неизвестно.
Как сделать базовую военную подготовку студентов действительно эффективной
Очевидно, что, кроме решения проблем, описанных выше, нужны системные менеджерские решения по базовой военной подготовке. Она должна быть вмонтирована в общий механизм военной подготовки страны, ведь молодежь студенческого возраста — это большой мобилизационный резерв тех, кто завтра может встать на защиту Украины. Поэтому важный вопрос: а где должны проходить такую же обязательную базовую военную подготовку молодые люди 18+, еще не достигшие мобилизационного возраста и не являющиеся студентами?
Также нужно четко определиться, для чего мы вводим БОВП. Если для защиты страны, если это часть ее милитаризации, тогда подготовка должна быть обязательной для всех, а ее цель — не снятие страха, а именно защита. «У нас нет другого варианта, кроме общего знаменателя для всей молодежи — условного БОВП или принятия военной присяги», — говорит член парламентского комитета по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Соломия Бобровская. Если в связи с этим увеличиваются коррупционные риски, о которых справедливо заметил Михаил Винницкий, нужно искать предохранители.
Если защита государства и базовая подготовка молодежи — приоритет, то почему за несколько месяцев до старта такого важного курса существует столько нерешенных проблем? Ведь постановление Кабмина, описывающее, как должна вводиться БОВП, было принято еще в 2024 году. «Я очень хорошо помню, когда прошлую зиму и весну мы сидели целыми ночами с МОУ и Генштабом в том числе, — рассказывает Соломия Бобровская, — И нас убеждали: давайте мы начнем этот эксперимент, давайте мы сделаем эту БОВП. Как раз было полтора года для того, чтобы это заработало. Я не знаю, этот вопрос к Кабмину в целом, или это к МОН, или к каким-либо другим органам, неважно. Но это общий наш провал, буквально то, что мы за полтора года не смогли наладить и поставить это на рельсы».
По мнению Инны Совсун, важно обратить внимание на коммуникацию с обществом. Это нужно, чтобы снять напряжение, связанное с мобилизацией. «Особенно коммуникация нужна в условиях, когда мы говорим студентам: «Сейчас нужно будет готовиться к получению специальности стрелка, но мы когда-то поменяем закон, может, до первого сентября, может, после, а вы как-то там разбирайтесь, держитесь, мы что-нибудь придумаем по ходу». Это так не работает, когда речь идет о сотнях тысяч людей», — объясняет народный депутат.
С чем связано принятие нового закона, анонсированного заместителем министра образования, да еще и в разгар подготовки к реализации предыдущего, пока неизвестно. Как неизвестны и его новшества. Не говоря уже о том, что не помешало бы их широкое публичное обсуждение с привлечением всех заинтересованных сторон и экспертов. Потому что ошибки очень дорого будут стоить стране.
Не станет ли новый закон заложником популизма, не повторит ли история его введения историю с бронированием от мобилизации, которая существенно уменьшила количество тех, кто защищает страну? Не разделит ли он снова молодежь на тех, кто живет в стране капучино на кокосовом молоке, и тех, кто готов защищать свой дом?