"Папочка вернулся домой", — провозгласил Белый дом, комментируя возвращение Дональда Трампа с недавнего саммита НАТО. Это сообщение в социальных сетях — одновременно триумфальное и насмешливое — отсылка к высказыванию Генсека НАТО Марка Рютте, который таким образом охарактеризовал роль Трампа, пишет Гидеон Рахман, главный обозреватель отдела международных отношений Financial Times.
Возможно, Рютте считает, что небольшое унижение - это приемлемая цена за сохранение единства Альянса.
Европейские лидеры в целом остались довольны первым саммитом НАТО во втором президентском сроке Трампа. Опасения, что президент США может покинуть саммит или даже саму организацию, не оправдались. Все европейские члены НАТО согласились увеличить расходы на оборону до 5% ВВП — в широком определении этого понятия.
Один из европейских лидеров очертил три основных результата саммита.
Во-первых, НАТО переориентировалось на свою ключевую миссию — сдерживание России. Во-вторых, альянс возвращается к уровню оборонных расходов времен холодной войны в ответ на продолжение наращивания военной силы России. В-третьих, с ростом европейских оборонных расходов НАТО станет более сбалансированным альянсом между США и Европой.
Тот факт, что саммит состоялся сразу после ударов США по Ирану, также повлиял на атмосферу. Трамп прибыл в хорошем настроении — и его готовностьатаковать ядерный объект в Фордо развеяла опасения европейцев относительно нежелания американского президента применять силу. Положительной была и еговстреча с Владимиром Зеленским, частично исправившая ущерб, нанесенный провальной встречей двух лидеров в Белом доме в феврале.
Впрочем, несмотря на дипломатические успехи, положение Украины на фронте становится все более тревожным. Некоторые лидеры НАТО опасаются, что уже осенью ситуация на передовой может серьезно ухудшиться. Это будет иметь гораздо большее значение, чем любые декларации, принятые на прошлой неделе в итоговом коммюнике саммита.
Оценки военных аналитиков свидетельствуют, что как украинская, так и российская армии приближаются к грани истощения. В то же время Россия, вероятно, сможет поддерживать нынешний уровень боевых действий еще около года, тогда как Украина может достичь критической точки уже в течение шести месяцев - если не получит значительной новой помощи.
После встречи Зеленского с Трампом появились надежды, что США передадут Украине дополнительные батареи Patriot и реактивные артиллерийские системы Himars. В условиях дефицита средств ПВО комплексы Patriot крайне необходимы. Однако, как всегда, Трамп был расплывчатым в вопросах поставок боеприпасов - и вполне может изменить мнение или просто забыть об обещаниях.
Кроме того, существует ряд проблем, которые западные партнеры Украины просто не в состоянии решить - в частности, нехватка военнослужащих. Россия, по оценкам, уже потеряла более миллиона человек — убитыми и ранеными. Однако потери Украины также значительны, а население России примерно вчетверо больше.
Рост интенсивности ракетных обстрелов Киева и других городов подрывает боевой дух украинцев. При отсутствии четкого видения победы или хотя бы завершения войны в стране растет ощущение безнадежности. Эта смена настроений заметна и в правительстве — Киев все чаще призывает к прекращению огня на закрытых переговорах с западными союзниками. Если еще год-два назад такие разговоры считались проявлением пораженчества, то сейчас их все настойчивее продвигают в неформальных контактах.
В то же время среди европейских политиков почти нет веры в готовность России идти на прекращение огня. Один высокопоставленный представитель Альянса считает, что теперь главная цель России - захват Одессы, которую Владимир Путин считает "исторически российским городом". Потеря Одессы будет означать для Украины потерю доступа к главному морскому порту.
Недавний визит в Украину группы бывших европейских лидеров - в частности Карла Бильдта из Швеции и Санны Марин из Финляндии - еще больше усилил беспокойство. В итоговом заявлении после визита они написали: "Украинцы никогда не прекратят сопротивления, но без дополнительной военной помощи Украина может потерять новые территории. Под угрозой окажутся еще несколько городов".
Некоторые западные чиновники в частном порядке высказываются еще более пессимистично, предупреждая о риске "катастрофического провала", если украинские силы исчерпают ресурсы, а новая военная и финансовая помощь от союзников не поступит.
Конечно, война — это непредсказуемое явление, и настроение может быстро измениться. Некоторые на Западе считают, что Украина вполне способна удерживать свои позиции в течение следующего года. По их словам, несмотря на огромные потери и усилия, Россия смогла захватить лишь 0,25% дополнительной украинской территории за последний год.
Оптимисты указывают, что украинские навыки в ведении дроновой войны не позволяют российским войскам продвигаться большими силами. Также считается, что даже в случае прорыва линии обороны России не хватает механизированных соединений, чтобы использовать это преимущество.
Однако устоявшиеся представления о ходе войны неоднократно оказывались ошибочными. И если растущий пессимизм среди внимательных наблюдателей действительно имеет основания, то вся эйфория от саммита НАТО может быстро исчезнуть. Марк Рютте, известный своим оптимистическим нравом и улыбкой, к концу года может и сам ее потерять.
Цели Украины на саммите НАТО, который состоялся в Гааге, были достаточно приземленными и рациональными. И Киев их частично достиг, обозреватель отдела международной политики ZN.UA Владимир Кравченко в статье"Трампизация НАТО: что получила Украина и что увидел Путин".