С момента появления ChatGPT в 2022 году дискуссии вокруг влияния искусственного интеллекта на образование не утихают. Его одновременно считают мощным персонализированным инструментом и потенциальной угрозой развитию критического мышления. ScienceAlert передает, что недавно ученые зафиксировали признаки снижения когнитивной вовлеченности у тех, кто активно пользуется ИИ при выполнении учебных заданий.
В течение четырех месяцев ученые наблюдали за 54 участниками, которые писали эссе по трем сценариям: используя ChatGPT, поисковую систему или только собственные знания. Команда фиксировала активность мозга, способность запоминания и анализировала качество текстов. Результаты исследования Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology, MIT) показали, что группа, которая пользовалась ИИ, демонстрировала значительно более низкий уровень когнитивного участия и слабее помнила собственные аргументы и цитаты.
Показательно, что когда группы поменялись ролями для написания последнего четвертого эссе - те, кто сначала работал только "вручную", получили доступ к ИИ и наоборот, оказалось, что предыдущее использование ChatGPT привело к формированию "когнитивного долга". Участники, которые долгое время полагались на ИИ, впоследствии не смогли восстановить уровень аналитического мышления предыдущих сессий. Они не смогли выполнить задание с таким же качеством, как участники из других групп.
В то же время исследователи отмечают: количество участников в финальной части эксперимента было небольшим - всего 18 человек, поэтому эти выводы требуют дальнейшего подтверждения. Часть снижения результатов они также объясняют эффектом "ознакомления". Это более глубокое ознакомление с заданием, которое естественно улучшает навыки с каждым повторением определенного действия.
Однако результаты исследования сигнализируют о серьезных вызовах в образовательной практике. Ситуация похожа на 1970-е, когда в образовании появились калькуляторы: тогда экзамены усложнили, заставив студентов решать задачи, которые требовали аналитики, а не просто механического счета. Зато с ИИ планка часто не меняется - учеников просят выполнять те же задачи, что и до появления ChatGPT, фактически стимулируя их перекладывать умственные усилия на алгоритмы.
В результате формируется "метакогнитивная лень", то есть нежелание самостоятельно анализировать, сравнивать, формулировать. Но все зависит от того, как именно интегрировать ИИ в обучение: например, использование ChatGPT для создания проекта с последующей устной защитой может активизировать аналитическое мышление вместо его замещения.
В итоге исследователи отмечают, что будущее образования должно быть не во вседозволенности, а в обучении учеников определять, когда и зачем использовать искусственный интеллект. Так же, как мы научились выбирать, что считать в голове, а что - на калькуляторе, мы должны научиться различать, что стоит поручать ИИ, а что должно оставаться делом человеческого разума.
Тему влияния искусственного интеллекта на мышление глубоко анализировал Владимир Страшко в статье "Искусственный интеллект в образовании: деградация мышления или революция в обучении?" для ZN.UA. Автор отметил, что эффективность ИИ зависит от способа его интеграции в учебные программы: вместо механического замещения мышления - развитие критического анализа и практических компетенций. Страшко также обратил внимание на международный опыт, в частности ОАЭ и Сингапура, которые уже внедряют ИИ в образование с начального уровня, формируя у детей как технические, так и этические навыки работы с алгоритмами.