Отмена новым генеральным прокуроромУкраины Русланом Кравченко Положения о порядке отбора кандидатов в кадровый резерв будет тормозить евроинтеграционные процессы Украины и негативно скажется на прокуратуре, указывает юрист, аналитик Лаборатория законодательных инициатив Евгений Крапивин.
Он указал, что процесс назначения прокуроров на ключевые руководящие должности является непрозрачным и немеритократическим, а на руководящие должности обычно попадают чьи-то "фавориты", а не люди, которые действительно имеют значительный опыт работы, в том числе на руководящих должностях и с видением развития подразделения прокуратуры, которое они собираются возглавить, а также не всегда являются добропорядочными.
"За это нас критикует ЕС в рамках политики расширения. В ответ Украина запланировала внедрить конкурсный отбор на руководящие должности в I квартале 2026 года. Это зафиксировано в Ukraine Facility Plan и Дорожной карте реформ. Для этого надо принять изменения в Закон Украины "О прокуратуре", которые уже некоторое время разрабатываются.... Для того, чтобы сделать этот процесс более результативным, в октябре прошлого года была создана Комиссия по вопросам кадрового резерва", - указывает он на необходимость изменений.
Комиссия должна была формировать рейтинговый список прокуроров для трех категорий должностей: 1) руководителя областной прокуратуры; 2) первого заместителя/заместителя руководителя областной прокуратуры; 3) руководителя окружной прокуратуры. Именно людей из этого списка Совет прокуроров должен был бы номинировать для назначения на должности.
"Фактически такая процедура - это пилотный проект постоянного конкурса для того, чтобы понять, насколько детальным должен быть отбор, что должно оцениваться, каким образом и какие ресурсы для этого нужны. Признаю, работа Комиссии растянулась во времени (что связано и с увольнением Генпрокурора, и с выходом USAID из Украины, то есть объективными причинами), а три этапа - представление презентаций, выполнение практических заданий и собеседования требовали значительного времени от кандидатов на должности. Однако эта работа была почти сделана - 3 июля должен был завершиться последний этап, а именно собеседования. То есть мы сделали почти всю работу", - указал Крапивин, который был членом Комиссии, делегированным от международных партнеров по развитию.
Он подчеркнул, что есть и другие важные моменты необходимости конкурсного отбора прокуроров, такие как скандал с "прокурорскими инвалидностями", после которого ряд должностей руководителей областных прокуратур остается вакантным, а еще у ряда руководителей областных и окружных прокуратур истекает срок полномочий в сентябре 2025 и марте 2026 года.
Также речь идет и о прокурорах, которые хотят двигаться дальше в своем карьерном росте, не нарушая принципов добропорядочности.
"Отменив Положение, генеральный прокурор вернул нас в прежнее состояние - на эти должности можно назначить любого по усмотрению Совета прокуроров и генерального прокурора. При этом роль Совета здесь скорее формальная, ведь, несмотря на все усилия над развитием прокурорского самоуправления, он остается слабым", - подчеркнул он.
Крапивин добавил, что по его данным никаких консультаций с международными партнерами по развитию на эту тему не было, хотя идея того, что кадровый резерв является "пилотным проектом", была согласована с ними предыдущим руководством Офиса генерального прокурора и подавалась как прогресс на евроинтеграционном треке в ЕС.
"Аргументы относительно "быстрых" решений неубедительны, ведь за неделю у генпрокурора был бы список с кандидатами, оцененными в рамках "пилотного проекта". Я не верю, что получится быстро разработать и принять законопроект о конкурсном отборе, поэтому І квартал 2026 года остается ориентировочным сроком. Однако за это время на руководящие должности будут назначены люди в соответствии с субъективным видением Генерального прокурора, а не на основании открытого отбора с применением прозрачных и предсказуемых критериев. При этом я не говорю, что генеральный прокурор плохой или политика неправильная, сейчас речь идет о конкретном неудачном решении", - подытожил он.
Напомним, накануне Руслан Кравченко заявил об отмене Положения о порядке отбора кандидатов в кадровый резерв, поскольку идея, вроде бы, не выполнила основной задачи. Он заверил, что будет инициировать внедрение основанного на заслугах отбора прокуроров на руководящие должности по принципу конкурса в Специализированную антикоррупционную прокуратуру.
В тот же день Совет прокуроров одобрил назначение новых заместителей Кравченко в ОГП, которыми стали люди из "орбиты" руководителя Офиса президента Андрея Ермака.