Недавно Звягельская (Житомирщина) и Славутичская (Киевщина) объединенные территориальные громады представили отчеты о проведении первых в Украине общественных ассамблей. Громады стали пилотными в проекте Совета Европы «Укрепление устойчивости демократических процессов через общественное участие во время войны и в послевоенный период».
Так, городская рада с Житомирщины спросила у громады, как обустроить общественные пространства, а с Киевщины — совета об управлении отходами. Сначала направили приглашение тысячам жителей (список формируют социологи), после жеребьевкой (стратифицированной выборкой) отобрали среди желающих представителей разных групп населения и дали им возможность узнать максимум информации на предложенные темы. И тогда уже участники сформулировали свои рекомендации.
«Рух ЧЕСНО» исследовал опыт проведения первых общественных ассамблей в Украине и узнал, когда целесообразно их применять.
Первопроходцам всегда сложно
В отличие от уже привычных и обязательных к применению участнических инструментов — публичных консультаций или бюджета участия, общественные ассамблеи в Украине на законодательном уровне пока не урегулированы. Однако развитие этого механизма является направлением движения нашего государства на пути к вступлению в ЕС. Это, в частности, предусмотрено Дорожной картой по вопросам функционирования демократических учреждений и Планом мероприятий по реализации в 2025–2026 годах Национальной стратегии содействия развитию гражданского общества в Украине на 2021–2026 годы.
Итак, на Житомирщине с людьми совещались на тему «Создание урбанистических пространств как общественных локаций социального взаимодействия и восстановления». А на Киевщине спрашивали «Как мы можем усовершенствовать систему обращения с бытовыми отходами в громаде».
Это инновационный механизм для Украины, поэтому первым этапом, который начался в прошлом году в июне, стало обучение по организации этого процесса для представителей власти.
В первую очередь нужно было понять особенности этого инструмента делиберативной демократии. Речь идет о такой форме, при которой группе граждан, выбранных специальным способом среди всего сообщества, предлагается высказать мнение по какому-то вопросу. Она может иметь разные форматы, например ассамблея, форум, собрание или жюри.
Менеджер проекта Совета Европы «Усиление многоуровневого управления и местной демократии для поддержки восстановления Украины» Дарина Соколова в комментарии рассказала: «Общественная ассамблея отличается от других инструментов прежде всего своей методологией. Анализируются демографические показатели совершеннолетнего населения: количество жителей, уровень образования, пол, возраст и район проживания. Дальше рассылаются письма-приглашения в случайно выбранные домохозяйства, но регистрироваться могли и другие жители громады. Желающие принять участие регистрируются, тогда среди них методом жеребьевки отбираются участники так, чтобы состав ассамблеи максимально точно отображал население громады по основным характеристикам».
С помощью такой двухэтапной жеребьевки моделируется мини-община. Обычно она состоит из 30–80 человек. И в Звягеле, и в Славутиче сначала разослали по четыре тысячи приглашений. Потом ждали согласия от людей, а тогда уже среди них наугад, пропорционально к общему количеству групп населения, выбирали участников. С этим возникли некоторые проблемы, рассказала секретарь Звягельской городской рады Оксана Гвозденко: «Многие среди тех, кого случайным образом выбрал компьютер (именно среди молодых людей), отказались. Мы их заменили. Конечно, те, кто согласился, прекрасно работали, но было бы замечательно, если бы их было больше».
В обеих громадах выбрали по 45 основных (два места были зарезервированы для ВПЛ) и 12 дополнительных представителей. Например, в Звягеле самому молодому участнику было 18 лет, а самой старой участнице — 82. И все они имели преимущественно поверхностные знания об урбанистике. В этом заключается одна из главных фишек делиберативной демократии.
Из профанов в эксперты
Основная задача общественной ассамблеи — наработать качественные рекомендации от громады для власти. Но какие советы могут дать люди, которые не ориентируются в теме? Эту проблему решает следующий этап. Во время сессий с участниками работали независимые эксперты. Например, в Славутиче провели ряд панельных дискуссий, презентаций и даже экскурсию в Чернигов.
Все увиденное и услышанное участники обсуждали в группах по семь-восемь человек, к каждой из которых был прикреплен фасилитатор — проводник, который направляет дискуссию, но не влияет на нее.
Участник общественной ассамблеи в Славутиче Николай Рудченко рассказал о своем опыте: «Выбирать участников рандомно правильно, чтобы не были только желающие, которые знают как, но сами никогда этого не делали. Я увидел, что люди, которые обычно не участвуют в подобных мероприятиях, иногда вкладывают больше своих мнений, предложений, идей, чем те, что уже шли подготовленными. Часто последние становились деструктивными. А другие, услышав информацию, проанализировав ее, изменив, возможно, свой взгляд на некоторые вещи, были готовы искать консенсус».
Делиберативная демократия — действенный способ привлечь к принятию решений ту часть громады, которая обычно не особо активна. Главное, чтобы власть проводила общественные ассамблеи не для галочки, подчеркнула преподаватель Киево-Могилянской школы управления им. Мелешевича кандидат политических наук Татьяна Андрейчук: «Повышается качество решений, ведь участники общественной ассамблеи уже владеют необходимой для экспертизы информацией, поэтому могут дать более широкие рекомендации, чем созданные во властных кабинетах или исключительно с привлечением заинтересованных сторон. Конечно, это о формировании доверия между властью и громадой, понимании процессов, происходящих в громаде, и даже, возможно, о привлечении к реализации, например как волонтеров».
Участие принимают представители разных «пузырей», что позволяет рассмотреть проблему со всех сторон.
«Делиберативные механизмы не только позволяют находить сбалансированные решения и использовать потенциал консенсуса для рассмотрения чувствительных вопросов, где есть диаметрально противоположные точки зрения, но и эффективно работают с темами, имеющими долгосрочное значение для громады или общества в целом. Цель власти — узнать, как громада видит решение проблемы. Вооружившись этим видением, важно, чтобы эти рекомендации приняли во внимание и внедрили», — объяснила Дарина Соколова.
Обычно над разработкой «списка желаний» участники общественных ассамблей работают по несколько уикэндов подряд. Например, во Франции общественные ассамблеи об эвтаназии продолжались семь месяцев. Добровольцы из Звягельской и Славутичской громад посвятили обсуждениям выходные трех недель. В некоторых странах практикуют оплату участникам, однако для украинских городков во время войны найти деньги было бы сложно.
«Мы очень боялись, что люди один уикэнд придут, а потом бросят. Но тема, над которой мы работали, заинтересовала многих людей. Так что участники отработали все шесть дней», — заметила Оксана Гвозденко.
И в каждой из громад наработали десятки рекомендаций: 33 — в Славутиче и 40 — в Звягеле.
От рекомендаций до реализации
Чем точнее очерчена проблема, тем компактнее будет и список советов. Например, на государственном уровне рекомендаций будет несколько, потому что их выполнение будет касаться значительного количества людей.
«Во всем мире общепринятой нормой является то, что рекомендации общественной ассамблеи должны рассмотреть, оценить, а реалистичные, логичные и финансово обоснованные реализовать. В Звягельской и Славутичской громадах все поданые рекомендации приняли во внимание. На основе окончательных рекомендаций громады разработали конкретный план действий», — объяснила Дарина Соколова.
Идеи должны поддержать большинство присутствующих. Эту границу определяют индивидуально, однако уровень поддержки должен составлять не меньше 70%.
А где же взять деньги? Органы местного самоуправления стараются искать доноров, привлекать местных предпринимателей или обходиться своими силами, рассказали в Звягельской горраде: «В результате наработали план реализации рекомендаций общественной ассамблеи, который утвердили на сессии. Выносили документ на рассмотрение рады, ведь многие идеи требуют значительных средств, а во время войны в приоритете не урбанистические зоны. Поэтому план рассчитан на несколько лет. Сейчас стараемся его реализовать имеющимся ресурсом или с помощью предпринимателей громады, чтобы не тратить бюджетные средства».
В главном парке города высадили деревья, установили скамьи и провели перезахоронение времен Второй мировой войны. На месте будущей набережной избавились от зарослей, насыпали пешеходные дорожки и обустроили паркоместа. В одном из сел громады разработали проект благоустройства территории у озера. Даже нашли немного внебюджетных средств, чтобы начать работы.
Во время проведения ассамблеи в Славутиче Кабмин принял Национальный план управления отходами. Теперь в громаде на Киевщине ждут региональную стратегию, чтобы на ее основе разработать свою, куда внесут полученные рекомендации. Их постепенно реализуют. Контроль — на рабочей группе: «Пока только одно решение было принято на уровне сессии о заказе услуги на определение морфологии бытовых отходов. Она будет доступна уже летом. Мы определили, что в Киевском квартале города реализуем пилотный проект по управлению отходами с новым подходом. Для этого провели опрос жителей, устные беседы с местными, разработали буклеты, подготовили информационную кампанию».
Использовать по инструкции
Инструменты делиберативной демократии имеют все шансы закрепиться в Украине. Наше государство как член Совета Европы должно прислушаться к Рекомендации Комитета министров государствам-членам о совещательной (делиберативной) демократии, принятой в сентябре 2023-го.
Там указаны принципы любого делиберативного процесса. Первый из них — наличие законодательной базы. Ее у нас сейчас нет, но есть задачи, определенные в Дорожной карте по вопросам функционирования демократических учреждений и Плане мероприятий по реализации в 2025–2026 годах Национальной стратегии содействия развитию гражданского общества в Украине на 2021–2026 годы.
«В конце прошлого года во время скрининговых переговоров с Украиной по направлению демократических институций представители ЕК интересовались, ознакомилось ли наше государство с этим документом и готово ли внедрять делиберативные формы. К тому времени уже прошли общественные ассамблеи в Звягеле и Славутиче, так что Украине уже было чем поделиться.
В результате дорожная карта функционирования демократических институий до 2027 года, которую приняли после скрининговых переговоров, пополнилась пунктом об изучении и популяризации разных форм делиберативных обсуждений», — рассказала Татьяна Андрийчук.
Механизмы делиберативной демократии во всем мире наиболее актуальны в межвыборные периоды. Для Украины такой формат получения фидбэка от громады сейчас кстати, поскольку волеизъявление отложили из-за войны. Украинцы, к сожалению, не могут обычным способом выказать свою поддержку или недоверие местной власти в частности.
Общественные ассамблеи — замечательный инструмент местной демократии, но не панацея. Татьяна Андрийчук говорит, их нужно применять взвешенно: «Общественная ассамблея — мощное мероприятие, требующее значительных организационных и финансовых усилий, поэтому по любому вопросу их проводить нецелесообразно. Должны выноситься на рассмотрение очень важные вопросы, которые касаются будущего. Например, о восстановлении в громадах, стратегии развития или условиях, необходимых для сохранения молодежи на местах».
Чтобы организовать хоть одну такую кампанию, нужны десятки тысяч евро.
«Нужно финансировать независимых фасилитаторов, потому что они не могут быть представителями власти или других заинтересованных сторон. Кроме того, экспертов, которые формируют ежедневную повестку дня ассамблеи и подбирают специалистов по рассматриваемой теме», — указала Дарина Соколова.
Самостоятельно громады не смогут справиться с таким объемом расходов. Руку помощи готовы протянуть институции, которые поддерживают развитие демократических процессов в Украине.
В частности, проект Совета Европы «Усиление многоуровневого управления и местной демократии для поддержки восстановления Украины» запланировал проведение общественных ассамблей в трех громадах в 2025–2026 годах. Их будут выбирать на конкурсной основе.