/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F45%2F1a4b76c1bcbcff8cc1f1e404591e6a60.jpg)
Гениальный украинский художник Мурашко: от европейского признания до большевистской пули в затылок
Это преступление окутано мифами и привычными инсинуациями московских властей. Вряд ли его сейчас, более ста лет спустя, удастся раскрыть.
Около часа ночи с 14 на 15 июня 1919 года у дома на улице Багговутовской, 25 (сейчас Загоровская) в Киеве патруль из матросов-балтийцев остановил Александра Мурашко и его жену Маргариту Мурашко-Крюгер. Супруги возвращались домой от друзей, однако в городе уже действовал комендантский час. "Мореманы" затребовали документы и после проверки жену отпустили, а мужа повели под конвоем "разбираться". Однако на самом деле он очень скоро был застрелен, сугубо в чекистском стиле – в затылок.
На следующее утро местные жители на Лукьяновке нашли тело мужчины: украинского художника и педагога, одного из основателей Украинской академии искусств (УАН) и в то время и. о. ректора и главы Совета Академии. Информация о смерти столь известного киевского художника попала на полосы большевистской газеты "Известия ВЦИК" от 17 июня 1919 года: "Позже труп Мурашко нашли у дома 18 на Дорогожицкой улице. Бандиты сняли с покойного костюм, перстни, забрали деньги". Тем временем вдова не согласилась с такой версией большевистской власти, потому что "бандиты" (возможно, чекисты или моряки-анархисты, выполнявшие задачи спецслужб) оставили на ее муже ценную шпильку и хорошие ботинки. Похоронили покойного на Лукьяновском кладбище.
Чуть раньше, 5 марта 1919 года, по улицам столицы Украины снова, уже второй раз после погромов, которые более года назад совершали отряды подполковника Муравьева, маршировали подразделения большевиков, а войска Директории УНР во главе с Симоном Петлюрой откатывались на запад. Это было уже второе "пришествие" московских большевиков, поддержанных местными коллаборационистами во главе с Николаем Щорсом. Именно летом 1919 года большевики, на фоне поражений на фронтах – и от белых россиян, и от украинцев, начали безумный террор в Киеве, Харькове, Полтаве. Одной из жертв красных оккупантов и стал человек с проукраинскими взглядами.
Самый талантливый ученик Репина
…Среди отечественных художников всех времен Александр Александрович Мурашко (1875–1919) занимает совершенно особое место. Самобытный художник, которого многие специалисты считают первым импрессионистом, действительно синтезировал в своей творческой манере целый ряд стилей и направлений. И главное: его картины в Западной Европе имели бешеный успех, о котором только мечтали многие художники.
Александр Мурашко, при рождении Крачковский, родился 26 августа (по старому стилю) 1875 года в Киеве. Он был внебрачным ребенком. Мать, Мария Крачковская, отправила мальчика к родственникам в Борзну на Черниговщине, где его воспитывали бабушка и родной дядя. Только через восемь лет мать, вышедшая замуж в Чернигове за хозяина иконописной мастерской Александра Мурашко, наконец-то забрала сына. Отчим был весьма деспотичным и настаивал, чтобы пасынок работал в мастерской исключительно как религиозный художник.
Именно во время долговременного и скандального строительства Владимирского собора, где участвовал и отчим в качестве мастера по обустройству, юноша познакомился с такими мэтрами художественного искусства, как Виктор Васнецов, Михаил Нестеров и Михаил Врубель. Они обратили внимание на него, увидев немалый потенциал молодого художника.
После смерти матери в 18 лет юноша был официально усыновлен и получил фамилию Мурашко. А еще раньше был отправлен в Киев на обучение в уже знаменитую к тому времени Рисовальную школу родного брата отчима – выдающегося украинского художника-реалиста Николая Мурашко.
Вскоре по протекции знаменитого киевского искусствоведа, художественного критика Адриана Прахова (именно он был руководителем группы художников, расписывавших Владимирский собор), а также Васнецова и Нестерова, 19-летний юноша отправляется в Санкт-Петербург, где поступает в Высшее художественное училище при Академии художеств. Там он был учеником в мастерской земляка – Ильи Репина. Дипломная, историческая картина Александра Мурашко "Похороны кошевого" (1900) заняла первое место на курсе, и все увидели: рождается художник высокого уровня. Для картины позировал Михаил Старицкий — выдающийся украинский писатель и театральный деятель. Работу, которая произвела настоящий фурор среди художников и специалистов, приобрел музей Академии искусств (сейчас картина украшает залы Национального художественного музея в Киеве).
Вена, Мюнхен, Париж
Итак, получив золотую медаль и звание художника, а также 2000 рублей в год, Александр Мурашко отправляется в пенсионерскую поездку в Западную Европу. Он едет сначала в Италию, а затем в Австрию, Германию и Францию.
Отталкиваясь от лучших образцов школы "передвижников", реалистов вроде Карла Брюллова, Ильи Репина, а также полотен первых учителей – родного дяди Николая Мурашко, Николая Пимоненко, Виктора Васнецова, пройдя путь студийца в Париже и Мюнхене (признанных и в то же время очень непохожих центрах художественного искусства), Александр Мурашко на своих полотнах много экспериментировал. Он не отвергал реализм в художественном творчестве, однако с каждым годом все больше погружался в поиск новых живописных средств.
Конечно, в Париже он познакомился с творчеством тех самых импрессионистов (Камиль Писарро, Альфред Сислей, Клод Моне, Эдгар Дега), а также в знаменитом Лувре с картинами любимого великого испанца Диего Веласкеса. В Мюнхене и Вене, в свою очередь, Александр Мурашко был в восторге от немецкого и австрийского вариантов стиля модерн, получившего название "югендстиль" и "сецессион" соответственно. Одновременно во Франции все большую популярность завоевывал близкий к ним стиль "ар-нуво" (новое искусство), который в художественном искусстве имел своих гуру: чеха Альфонса Муху и француза Мориса Дэни.
Постепенно Александр Мурашко все больше, или точнее — почти исключительно, обращается к портретной живописи. Тяга к созданию непарадных портретов проявилось у художника еще в молодом возрасте, во время работы в иконописной мастерской отчима.
Целая серия жанровых картин мастера в самом начале XX века вызывает бурную и положительную реакцию и публики, и критиков: "Парижанки. Возле кафе" (1902-1903), "Девушка в красной шляпе" (1903), "На катке. Портрет Александры Ивановны Мурашко".
Как отмечала украинская искусствовед Валентина Рубан, "он "брал" человека широко и смело. Не увлекаясь бытовой детализацией, тяготел к полужанровым изображениям. За незначительным исключением человек в его произведениях показан в привычной среде, однако почти всегда выведен из активного действия. Зато присутствует органичный, хотя и подчеркнутый, момент общения модели со зрителем — взгляды изображенных чуть ли не везде у Мурашко направлены навстречу тому, кто смотрит на них… Особенно ощутимой становится внутренняя раскрепощенность художника в портретах 1901—1910-х годов".
Из столицы Франции Александр посылал свои работы в Академию, и их оценка была всегда на высоком уровне; срок пребывания молодому художнику продлевали дважды. Лишь в 1904 году он вернулся в Санкт-Петербург – уже из Мюнхена. Однако в Санкт-Петербурге было неспокойно: Первая русская революция была в разгаре. В следующем году Александр Мурашко вместе с выдающимся украинским промышленником и меценатом Александром Терещенко (сыном знаменитого Николы Терещенко) отправляется в еще одну поездку. Они посетили Францию, Италию, Алжир и Тунис.
Основатель Украинской академии художеств
После возвращения в Российскую империю недолгое время работал в Санкт-Петербурге, однако вернулся в родной Киев. Там мастер колорита и солнечного света активно участвовал в создании Киевского общества художников, а в 1913 году открыл собственную художественную студию с классами живописи и рисования.
"Весной 1909 г. А.А. Мурашко впервые принимает участие в международной художественной выставке в Мюнхене, где его картины "На катке…" и "Карусель" получили наивысшую оценку, а художник приглашен для участия в выставках в Берлине, Вене, Амстердаме и других европейских художественных центрах. Как отмечает Николай Бурачек, "художник был влюблен в жизнь, умел обрести в обыденном реализме действительности и красоту, и поэзию. При этом всегда оставался сам собой. Жгучая страсть к цвету, к эффектам солнечного света, к разноцветным нюансам проявляли в Мурашко настоящего сына Украины, ее солнца, ее живописного разноцветия" (Ольга Друг, Дмитрий Малаков. "Особняки Киева", К., "Кий", 2004). К сожалению, след картины "Карусель" теряется в бурном ХХ веке, ее местонахождение неизвестно до сих пор. Работы Александра Мурашко стали украшением художественных музеев в Будапеште, Бухаресте, Нью-Йорке, Мюнхене, он участвовал в знаменитой Венецианской биеннале, престижных выставках в Берлине, Дюссельдорфе, Кельне.
В 1909 году Александр Мурашко женится на Маргарите Крюгер, которая становится его помощником и музой. Ее старшая сестра, художница и педагог Анна Крюгер была женой художника Николая Адриановича Прахова – сына того самого Адриана Прахова, сыгравшего значительную роль в жизни и творческом становлении Александра Мурашко. Такое вот переплетение судеб – Александр и Николай стали свояками…
В последние годы жизни художник все больше обращается к украинской тематике: "Зима" (1905), "Крестьянская семья" (1914), "Прачка" (1914), "Продавщицы цветов" (1917).
В самом начале Национальной революции 1917—1921 годов художник активно участвует в строительстве Украинского государства. Он был одним из основателей Украинской академии художеств, уже на первом заседании возглавил одну из двух мастерских станковой живописи (второй занимался художник Федор Кричевский, младший брат известного архитектора и живописца Василия Кричевского). Среди отцов-основателей были известные фигуры украинского искусства: Михаил Бойчук, Николай Бурачек, Абрам Маневич, Георгий Нарбут…
Трагическая гибель Александра Мурашко от рук московских красных оккупантов произошла в самый расцвет его таланта. Художнику еще не исполнилось и 45 лет. Илья Репин писал Михаилу Нестерову, с семьей которого дружил Александр Александрович: "Он – самый талантливый и оригинальный из всех моих учеников". Такая оценка признанного мэтра мировой живописи, среди учеников которого были Борис Кустодиев, Валентин Серов, Игорь Грабарь, Филипп Малявин, о многом говорит…

