Украинская авиация сегодня переживает самые большие вызовы за всю историю своего существования
Украинская авиация сегодня переживает самые большие вызовы за всю историю своего существования

Украинская авиация сегодня переживает самые большие вызовы за всю историю своего существования

После полномасштабного вторжения авиационная отрасль Украины оказалась в состоянии глубокой трансформации. Частично разрушена, частично релоцирована, а по сути - загнана в угол из-за потери производственных мощностей и отсутствия системной поддержки государства. Правительство до сих пор не ввело системного решения по сохранению и развитию отрасли, которая критически важна для обороны, экспорта и экономики.

Авиационная отрасль относится к наиболее интеллектуально-, трудо- и финансовоемким сферам. Она является неотъемлемой частью военно-промышленного комплекса Украины и выполняет критическую роль в оборонной системе: обеспечивает боевые и логистические задачи, ремонт и модернизацию техники и, кроме всего является экономически эффективной: каждая гривна, вложенная в ее развитие, приносит десятикратную отдачу. Сегодня авиационная отрасль обеспечивает по меньшей мере 10 000 рабочих мест высококвалифицированных специалистов и стимулирует развитие смежных сфер промышленности и технологий. В то же время без поддержки государства отрасль рискует потерять как технический потенциал, так и профессиональную школу, ведь ее деятельность существенно усложняется во время войны.

В то же время сегодня украинская авиация переживает самые большие вызовы за всю историю своего существования. С момента полномасштабного вторжения отрасль испытала существенные трудности: разрушены производственные мощности - до 50%. 80% предприятий находятся на левобережной Украине и постоянно подвергаются обстрелам.

Крупные предприятия получили разрушения, что привело к снижению производственных объемов, и заставило их провести релокацию в более безопасные регионы. Релокация требует времени и государственной поддержки.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Кроме внешних - военных - угроз, авиационная отрасль сталкивается и с рядом внутренних вызовов: нормативными барьерами, критической зависимостью от советской авиатехники и нестабильностью поставок комплектующих. С начала полномасштабного вторжения гражданская авиация в Украине полностью прекратила полеты - небо остается закрытым уже более трех лет, что является беспрецедентным случаем для Европы со времен Второй мировой войны. Решение о его частичном открытии возможно только при условии снижения военных рисков и согласования с международными структурами. Ни одна страховая компания в мире не берется страховать военные риски для гражданской авиации в Украине. Дополнительно ситуация осложняется потерей доступа к технической базе и разрывом логистических цепей, что препятствует полноценному обслуживанию и использованию имеющегося парка авиатехники.

Кроме того, в последние годы происходит существенный спад производственных возможностей у производителей воздушных судов и комплектующих к ним (двигатели, оборудование, композитные материалы и т.д.). Из-за смены поставщиков сырья для изготовления комплектующих к самолетам (от металла до микрочипов) происходят сбои в сроках поставки.

Из-за санкционных ограничений, правовой неопределенности и противоречивой таможенной практики многие украинские компании потеряли доступ к нужным запчастям. Поставки даже тех комплектующих, которые хранятся в странах НАТО (в частности бывших членов Варшавского договора), блокируются из-за трактовки их как «товаров российского происхождения». До полного импортозамещения государство должно разрешить временный ввоз советских или российских деталей, изготовленных до 2022 года, из третьих стран - под гарантии и контроль. Пока же нет четких правил, отрасль работает в режиме выживания: военную технику обслуживают гражданские предприятия, а авиакомпании пытаются выполнять контракты без доступа к технической базе и деталям.

В целом украинским предприятиям государство должно официально разрешить до момента импортозамещения отечественными или западными аналогами ввоз в Украину из-за рубежа, кроме государства-агрессора, комплектующих изделий, запасных частей и расходных материалов, разработки бывшего СССР или РФ, при условии, что такие комплектующие были изготовлены до полномасштабного вторжения в Украину.

Без оперативных решений со стороны государства авиационная отрасль рискует потерять способность выполнять оборонные контракты, обеспечивать работу военной и гражданской авиации и удерживать профессиональные кадры. Речь идет не только о техническом постоянстве, но и о сохранении инженерного и технологического суверенитета Украины в условиях войны.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Стоит понять простую истину - украинская авиация имеет свое согласование с СССР и ничего в этом страшного нет. Украинская авиационная школа формировалась в единой парадигме координат СССР. Понятно, что отказываясь от советских типов воздушных судов и/или комплектующих советского происхождения, например, самолетов Антонов, мы отказываемся от всей авиационно-технической инфраструктуры (заводы, линии производства, кадры, высшие учебные заведения и т.п.), то есть отказываемся от украинской авиационной отрасли и теряем свой технологический суверенитет. Если авиационная отрасль Украины не достигнет общего решения по дальнейшей эксплуатации воздушных судов бывшего СССР, которые были спроектированы на территории РФ, то из-за отсутствия координации между организациями-разработчиками и эксплуатантами не сможет в дальнейшем поддерживать летную годность техники и в конце концов прекратит свое существование. Главная цель - прийти к общему решению между авиационной отраслью относительно дальнейшей эксплуатации воздушных судов бывшего СССР, которые были спроектированы на территории рф.

Таким образом, ключевым вопросом для сохранения авиационной отрасли остается доступ к советским комплектующим, без которых невозможно поддерживать в рабочем состоянии значительную часть украинского авиапарка. Хотя эти детали десятилетиями хранятся на складах в странах ЕС, их импорт блокируется из-за юридических недоразумений и обвинений в «сотрудничестве с государством-агрессором». Такая неопределенность угрожает не только предприятиям, но и обороноспособности страны.

Подытоживая, государство должно немедленно создать механизм контролируемого импорта критических компонентов. Прежде всего речь идет о разрешении на ввоз советских запчастей, изготовленных до 2022 года, из третьих стран под государственный контроль, а также разработка на уровне Правительства стратегии устойчивого развития авиационной отрасли Украины. Ведь это - не торговля, а вопрос национальной безопасности, технологического суверенитета и стратегического выживания авиационной отрасли в долгосрочной перспективе.

Источник материала
loader