Удар украинских беспилотников по российским аэродромам на этой неделе заставил военных и аналитиков по-новому взглянуть на угрозы для дорогих самолетов США на американских базах как на территории Штатов, так и в других странах. И общая ситуация вызывает беспокойство, пишет CNN.
"Это сенсационный момент", - сказал на днях начальник штаба ВВС США генерал Дэвид Алвин на оборонной конференции в Вашингтоне, добавив, что Штаты могут быть уязвимыми к подобным атакам.
По мнению старшего научного сотрудника Центра новой американской безопасности (CNAS) Томаса Шугарта, американские авиабазы "не защищены" даже на территории США.
Говоря "не защищены", Шугарт имел в виду недостаточное количество укрытий, где могут располагаться американские военные самолеты, а именно укрытий, которые были бы достаточно прочными, чтобы защитить самолеты от воздушных ударов беспилотников или ракет.
"Мы достаточно уязвимы. У нас есть много ценных активов, которые чрезвычайно дорогие", - сказал генерал армии США в отставке Стэнли Маккристал.
Шугарт является соавтором доклада для Института Гудзона, в котором подчеркивается угроза военным объектам США со стороны Китая в случае любого конфликта между двумя сверхдержавами.
"Ударные силы Народно-освободительной армии Китая (НОАК), состоящие из самолетов, наземных пусковых установок ракет, надводных и подводных кораблей и сил специального назначения, могут атаковать американские самолеты и их вспомогательные системы на аэродромах по всему миру, в том числе в континентальной части США", - говорится в докладе Шугарта и его коллеги Тимоти Уолтона, опубликованном в январе.
Моделирование и анализ военных действий показывают, что "подавляющее большинство потерь американских самолетов, скорее всего, будет на земле на аэродромах и эти потери могут быть разрушительными", считают Шугарт и Уолтон.
В статье журнала Air and Space Forces отмечалось, что на авиабазе Андерсон на тихоокеанском острове Гуам - едва ли не самом важном военно-воздушном объекте США в Тихом океане, который принимает бомбардировщики B-2 стоимостью $2 миллиарда, а также бомбардировщики B-1 и B-52, нет укрепленных укрытий.
Начальник штаба ВВС США Алвин также признал эту проблему.
Маккристал сказал, что США должны обратить внимание на то, как защитить свои авиабазы и самолеты на них, а также на то, как контролируется территория вокруг этих объектов.
"Это расширяет спектр угроз, с которыми приходится иметь дело", - отметил Маккристал.
Но все это стоит денег и ставит США перед бюджетной дилеммой: тратить оборонные средства на укрепленные укрытия и способы остановить беспилотники и ракеты, которые могут атаковать американские базы, или же использовать больше ресурсов на наступательные вооружения?
"Если все, что мы делаем, это играем в оборону и не можем дать отпор, то это не лучшее использование наших денег", - заявил Алвин на конференции CNAS.
"Мы всегда знали, что укрепление наших баз - это то, что нужно делать", - добавил генерал, в то же время отметив, что другие статьи бюджета также были приоритетными.
Укрепленные укрытия для самолетов пока не привлекают столько внимания, как другие оборонные проекты, как, например, новые бомбардировщики B-21, каждый из которых может стоить около $700 миллионов. Также президент США Дональд Трамп недавно говорил о новом истребителе-невидимке F-47, начальная стоимость которого составит $300 миллионов долларов.
"F-47 - удивительный самолет, но он "погибнет" на земле, если мы его не защитим", - сказал Алвин.
Между тем, по словам Шугарта и Уолтона, укрепленное укрытие стоит около $30 миллионов.
В прошлом месяце Трамп представил еще один проект противовоздушной обороны для материковой части США - противоракетный щит "Золотой купол", который, как ожидается, будет стоить не менее $175 миллиардов. Несмотря на огромдназначен для ную цену, он препротиводействия угрозам дальнего радиуса действия, таким как межконтинентальные баллистические ракеты.
В случае с Россией, огромная территория страны рассматривалась как сильная сторона в войне против Украины. Впрочем, одна из авиабаз, по которой был нанесен удар в ходе украинской операции "Паутина", находилась ближе к Токио, чем к Киеву. Но теперь, по мнению некоторых аналитиков, широкая территория России становится ее слабостью. Каждый пункт пересечения границы может стать точкой проникновения; к каждому грузовому контейнеру на каждой автомагистрали или железнодорожной линии придется относиться с подозрением. И здесь есть прямая аналогия с Соединенными Штатами.
Базы бомбардировщиков ВВС США, как правило, находятся далеко в глубине страны, но доступны для больших и малых транспортных средств. Например, все 20 бомбардировщиков B-2 дислоцируются на авиабазе Уайтмен в штате Миссури. Это около 960 км от ближайшего побережья Мексиканского залива, но всего около 40 км к югу от Автомагистрали-70 - одной из главных транспортных артерий с востока на запад в США, по которой ежедневно проезжают тысячи коммерческих автомобилей. База ВВС Дайес в Техасе, где размещены американские бомбардировщики B-1, расположена к югу от другой главной коммерческой магистрали с востока на запад.
"Подумайте обо всех контейнерах и нелегальных мигрантах у наших границ", - сказал бывший директор по операциям Объединенного разведывательного центра Тихоокеанского командования Вооруженных сил США Карл Шустер.
Между тем в Тихоокеанском регионе даже лучшие наступательные огневые возможности США могут оказаться "недостаточными" в случае конфликта с Китаем. Это связано с тем, что китайская армия прилагает целенаправленные усилия для защиты своих самолетов во время массированного наращивания военного потенциала под руководством лидера страны Си Цзиньпина, говорится в докладе Института Гудзона. У Китая есть более 650 защищенных укрытий для самолетов на аэродромах в пределах около 1850 км от Тайваньского пролива.
1 июня 2025 года Служба безопасности Украины провела спецоперацию "Паутина" на территории РФ. Украинские дроны атаковали сразу четыре российских военных аэродрома - "Белая", "Дягилево", "Оленья" и "Иваново". По словам главы СБУ Василия Малюка, стоимость уничтоженных самолетов РФ может превышать $7 миллиардов. Поражено около 34% носителей крылатых ракет, базирующихся на основных российских аэродромах. Удар был нанесен 117 FPV-дронами, которые запускались с территории самой России. Операторы управляли беспилотниками "в реальном времени", что позволило поразить цели с высокой точностью.
Операция состояла из нескольких этапов: сначала в Россию были переправлены FPV-дроны, а позже - "мобильные деревянные домики". На российской территории беспилотники были спрятаны под "крышами" этих домиков, размещенных на грузовиках. В соответствующий момент "крыши" были дистанционно открыты, после чего БПЛА "направились" к установленным целям.
Украина заявляет, что в результате операции удалось уничтожить или повредить 41 самолет военной авиации РФ. Хотя США утверждают, что всего было поражено 20 самолетов, из них до десяти - уничтожены.
По мнению многих экспертов, такая операция стала поворотным моментом в войне - резким изменением стратегии и возможностей. Стратегическое значение "Паутины"заключается не только в разрушениях, которые она нанесла, но и в геополитической и военной перекалибровке. В глобальном масштабе такая спецоперация, скорее всего будет иметь "волновой эффект": другие страны будут внимательно изучать интеграцию ИИ, роев дронов и сложной логистики.