Хуже, чем землетрясение: ученый рассказал, что и когда может уничтожить мост Путина в Крым даже быстрее СБУ
Хуже, чем землетрясение: ученый рассказал, что и когда может уничтожить мост Путина в Крым даже быстрее СБУ

Хуже, чем землетрясение: ученый рассказал, что и когда может уничтожить мост Путина в Крым даже быстрее СБУ

После взрывов на мосту, конструкции начали деградировать

3 июня по так называемому Крымскому мостуснова был нанесен удар. Власти РФ утверждают, что повреждения несущественные и движение быстро восстановили. Но так ли это на самом деле?

Гидрогеолог Юрий Медовар — один из немногих специалистов, который с момента постройки критиковал саму идею моста через Керченский пролив. В интервью "Телеграфу" ученый рассказал, почему конструкция изначально обречена, что на самом деле происходит под водой, и почему даже незначительное подземное движение может обрушить арку быстрее любой атаки.

Юрий, удар по мосту, который произошел 3 июня, насколько ощутимо повлиял на общую устойчивость конструкции?

– Мы точно не знаем, что там и где подорвали. Опору, которая стояла на сваях? "Пятка" сваи висит в глине и что рванули мы не знаем. Саму сваю снесли или саму опору? А в этой опоре несколько буронабивных свай и на одной свае она держаться не будет, потому что динамические нагрузки там колоссальные.

Самое опасное, что может нарушиться монолит. Тогда и нагрузки пойдут другие и все может пойти наперекосяк, ведь будет совершенно другая осадка. А это железнодорожное полотно, будет перекос и там просто поезд может сойти с рельс.

Я вообще не могу понять, как это произошло. Там же пять степеней охраны. Там же защита и сверху, и снизу. Как туда вообще можно было что-то пронести? Тысяча килограмм взрывчатки в тротиловом эквиваленте. Ну не маленький пакетик же лежал. Какого-то дядьку там поймали. А как он туда заложил взрывчатку под воду? Там же эхолоты стоят, даже рыба не проплывет. Как он мог подплыть и закрепить эту взрывчатку?

– Ранее вы говорили, что Керченский мост будет стоять до первого извержения грязевых вулканов, которые находятся в том районе, где он построен. Но пока еще мост стоит. Остаетесь на тех же позициях?

– Да, конечно, я остаюсь на той же позиции. Я считаю, что этот мост, там не должен был быть от слова "совсем".

Объясняю: любое строительство в СССР регламентировалось СНИПом – это строительные нормы и правила. Для строителей это как Конституция для страны. Это основной свод правил на все случаи жизни: строительство домов, мостов, туннелей, метрополитенов. В этом СНИПе, который работал в СССР, было написано, что арочные мосты в сейсмических районах должны строиться на скальном основании. Это граниты, диабазы, то есть очень прочные горные породы. Соответственно, "пятка" должна упираться в эту породу и никакой деформации, осадки не будет. Но в 2017 году, когда строили этот мост, этот СНИП поменяли и убрали фразу про скальное основание. И образовался мост, который повис в полутвердых майкопских опещаненных, обводненных глинах. Сваи висят в полутвердых глинах, у них нет опоры. Ну нет опоры. Сравните гранитный массив и полутвердые глины, которые проседают, могут набухать и прочее.

А тут еще грязевой вулкан. Экспедиции Московского университета морской геологии проводили исследования как раз в этом проливе и нашли там грязевой вулкан. А это страшная штука на самом деле. И когда он извергается, то образуется пустота. И эти сваи, которые сейчас висят на полутвердых глинах, окажутся просто в воздухе, им не на что будет опираться.

Кстати, китайцы, которые чемпионы мира в мостостроении, еще в 1970-х годах провели там подробные изыскания и отказались строить мост, потому что основание не то.

На меня выходили проектировщики этого моста. Они говорили, что слушали меня, но там все нормально и идет ежедневный мониторинг по датчикам, по осадке. А что такое ежедневный мониторинг? Сколько тогда будут стоить эксплуатационные расходы? Мост построили за 220 миллиардов рублей, а эксплуатационные расходы, наверное, уже сравнялись со стоимостью моста и будут продолжать расти. Кстати, за стоимость этого моста 50 лет можно было бы на паромах переправлять поезда и машины бесплатно.

– С какой периодичностью происходит вулканическая активность, о которой вы говорите? Проще говоря: когда мост то упадет?

– Там брекчии (горная порода из обломков, — Ред.) выходят, галька и все вместе это выталкивается на поверхность. Я видел репортаж по телевизору и обратил на него внимание: мужик говорит, что еще вчера они тут ловили рыбу, а сегодня пришли и уже двухметровая стена глины стоит. Это сработал грязевой вулкан. То есть, оно было и раньше, но по-разному: раз в 15–20 лет он стреляет.

Кроме того, изменение качества воды за счет этого моста. Уменьшилась площадь водообмена между Азовским и Черным морем. Там же был сплошной пролив, а мост его просек на секции. И, естественно, изменилось время взаимодействия этих вод, нарушился водообмен между морями.

Взрывы на этом мосту были в 2022 и 2023 году. И я встречал такие мнения экспертов, что после этих взрывов началась системная деградация конструкции. Это действительно так?

Ну, а вы как сами считаете? Механика грунтов – потрясающе сложный предмет. Свойства грунтов, их влажность, какова их деформация. Мы с вами построили любое сооружение: дом, мост, что угодно. Сооружение функционирует и у нас уже образовался стационарный режим: нет изменений, мост дал осадку, все устаканилось, напряжение уже известно. И тут сверху бабахнули. Естественно, осадка будет по-другому идти, нагрузка будет совершенно другая. Даже если это сверху. А если снизу? Говорят, что не страшно, что снизу разветвленная система свай, которая выдержит все, что хочешь. Но если лупят по сваям, даже по газовой свае, все равно происходит деформация самой сваи. Она уже не держит нагрузку так, как она держала раньше. Это серьезный вопрос.

Хотя и мост толком никто не принимал в эксплуатацию. То, что там Путин проехал на пустых КамАЗах это ерунда. Мост надо загружать полностью, как в Чехии: поставили танки на весь мост впритык и посмотрели, как нагрузка повлияла на основание моста, которое находится ниже уровня воды. Вот так принимаются мосты, чтобы посмотреть максимальную нагрузку на них, а в случае с мостом в Крым — этого не было. Ну, проехали восемь пустых КамАЗов и мотоциклисты… Так не принимают мосты.

– Насколько я понимаю, конструкция деформируется также вследствие вибрации от поездов, которые идут по железнодорожной ветке? А если сваи повреждены, то это критично?

– Конечно влияет. Ставили же метки и смотрели, насколько просел мост в первый год эксплуатации, во второй, но нам эту информацию не дают.

– Я скажу, что меня удивилопосле последней атаки на мост: и суток не прошло после взрыва, как движение по мосту возобновилось. А так можно было? Неужели за такое короткое время можно провести качественный анализ повреждений? Тем более, что взрыв был под водой.

– Да вы что, ну как за один день это можно сделать? По идее, нужно брать пробы, посмотреть, что там в этой свае пробило. Пробило ли саму сваю, ведь она внутри, в трубе. Что там повредилось? Надо сфотографировать, провести подводные исследования. Желательно взять пробы грунта, на котором эта свая стоит. То есть, провести комплексные исследования. А для этого нужны специалисты и их же надо еще где-то найти.

А тут сразу посмотрели и пустили [движение по мосту]. Вроде не разрушилась свая… А мы же не знаем, что там взрывалось и где. Может, просто взорвалось рядом со сваей, но надо все равно провести исследование, ведь если повредилась одна свая, значит, идет перераспределение нагрузки на все остальные и может произойти деформация. Они же рассчитываются на определенную нагрузку и распределяют ее между собой. Ничего страшного? Ну, подумаешь, если даже один пролет моста "выпадет", а остальные возьмут все на себя. А как это так? Значит, надо уменьшать нагрузку сверху? У вас три опоры. Средняя опора "полетела". А рассчитывалось то полотно, и все, что по нему идет сверху, на три опоры. А у вас одной опоры нет. Значит, на две опоры увеличивается нагрузка и они быстрее износятся и сломаются. Ну, для этого нужно проводить исследование.

– Какой ваш прогноз по устойчивости Керченского моста на ближайшие пять лет? Он будет эксплуатироваться?

– Все зависит от того, будут ли новые удары по мосту. Сработает ли наш знаменитый грязевой вулкан, который находится рядом с опорами этого моста. Чисто детерминированного вывода сделать нельзя. Вероятность может быть любая абсолютно. Землетрясение то мост выдержит. А вот грязевой вулкан гораздо страшнее, чем землетрясение.

Был один случай: бурили нефтяную скважину. Пробурили на глубину около трех километров и попали на грязевой вулкан. И потенциальная энергия лупанула так, что эта бурильная утяжеленная свеча вылетела на поверхность и скрутилась в жгут. Представляете, какая мощная сила этого вулкана? Народ там просто ошизел. Поэтому, если грязевой вулкан сработает, то очень большие проблемы будут.

Теги по теме
Владимир Путин
Источник материала
loader
loader