Украина объявила о техническом дефолте по ценным бумагам
Украина объявила о техническом дефолте по ценным бумагам

Украина объявила о техническом дефолте по ценным бумагам

Министерство финансов Украины приняло решение не выплачивать 665 млн.

владельцам ВВП-варрантов – финансовых инструментов, выпущенных в 2015 г.

в рамках реструктуризации долга.

Это стало первым дефолтом по этим обязательствам с момента их создания.

Как это отразится на экономике Украины?.

Что такое ВВП-варранты?.

Украина официально заявила, что не будет платить более 665 млн долл.

по государственным ценным бумагам 2015 г.

Об этом говорится в сообщении Ирландской фондовой биржи.

Платеж должен был состояться 2 июня 2025 г.

по результатам роста экономики в 2023 г.

Владельцы этих бумаг ждали выплаты 205,43 долл.

за каждые 1 тыс.

Но украинское правительство ввело мораторий на выплаты по ВВП-варантам с 31 мая 2024 г.

Попытки реструктурировать эти обязательства не увенчались успехом: переговоры с основными держателями варрантов, включая крупные хедж-фонды, завершились без соглашения в апреле 2025 г.

Мораторий будет действовать, пока не завершится новое согласование долга.

Напомним, ВВП-варранты – это финансовые инструменты, которые Украина выпустила во время реструктуризации государственного долга в 2015 г.

под руководством тогдашнего министра финансов Натальи Яресько.

Они стали частью компромисса с международными кредиторами.

Прибыль по этим облигациям зависит от темпов роста ВВП Украины.

Если экономика растет выше определенного порога, Украина обязуется выплачивать дополнительные средства владельцам этих варрантов.

Согласно договоренности, платежи активируются, если: ВВП растет более чем на 3% в год; номинальный ВВП превосходит определенный порог.

В таком случае владельцы получают процент от избыточного роста.

Почему решили не платить?.

Министр финансов Сергей Марченко назвал эти инструменты “устаревшими” и подчеркнул необходимость их пересмотра.

В свою очередь эксперты более подробно объяснили причины того, почему Минфин решил не платить ВВП-варранты.

В частности, экономист Центра экономической стратегии Богдан Слуцкий в комментарии Expert сказал, что модель выплат, заложенная в ВВП-варантах 2015 г., не отвечает нынешним макроэкономическим условиям, сформированным полномасштабной войной.

Вместо устойчивого прироста речь идет о медленном восстановлении после глубокого падения, поэтому требование выплат на этой основе выглядит экономически необоснованным и несправедливым.

“В условиях продолжающихся боевых действий украинская экономика лишь приближается к довоенному уровню, и при текущих темпах роста достигнет его лишь в следующем десятилетии.

Действующая сейчас форма выплат рискует ограничить ресурсы для восстановления.

Ее пересмотр является логичным, и с обеих сторон есть сигналы о готовности продолжить переговоры в прагматичном ключе.”,- поясняет он.

Деньги есть, не платим по другой причине.

Самое интересное, что у Украины есть деньги, чтобы оплатить этот долг.

На счетах правительства и местных бюджетов на 1 мая оставалось 475 млрд грн – это вообще рекорд ликвидности, который Украина когда-то имела в принципе.

Более 11 млрд долл.

“Конечно же, могли выплатить долг по варрантам.

Но не выплатили, и это хорошо.

Пора закончить эту коррупционную историю в пользу владельцев ВВП зависимых облигаций, которые 10 лет скрывает Минфин.

Дефолт так дефолт.

Причем согласованныйс МВФ.

Где-то в углу плачут Яресько с Яценюком, которые организовали схему многолетнего ограбления Украины налогом на рост украинской экономики до 2041 г.”– объяснил отказ Украины платить долг по ВВП-варрантам экономист Даниил Монин.

Чем грозит невыплата долга?.

Пропуск заемщиком платежа по обслуживанию ВВП-варрантов означает технический дефолт по этому долгу.

Технический дефолт – это ситуация, когда государство не выполняет отдельные условия обслуживания долга, но не объявляет полный дефолт и обычно ведет переговоры с кредиторами.

Это не “банкротство” в буквальном смысле, но сигнал инвесторам, что страна испытывает финансовые трудности или временно не может или не хочет обслуживать долг.

Среди потенциальных угроз технического дефолта есть ухудшение репутации.

Международные инвесторы теряют доверие к Украине.

Возрастает риск, что будущие заимствования будут либо невозможны, либо слишком дороги.

Агентство Moody's уже отреагировало, подтвердив рейтинг Украины на уровне Ca, что указывает на высокий риск дефолта.

Это сигнал для инвесторов избегать страны.

Также есть риск, что МВФ и другие доноры могут отложить или заморозить программы поддержки, пока ситуация не прояснится.

Это особенно критично для Украины во время войны, когда финансирование бюджета зависит от внешней помощи.

Есть и непосредственное негативное влияние на экономику страны: рост давления на валютный рынок – девальвация гривны, падение доверия бизнеса и потребителей, проблемы с доступом к внешним товарам, инвестициям, новым технологиям.

Не стоит забывать и о возможности судебных тяжб.

Некоторые кредиторы могут подать иск в международные суды или арбитражи.

Это может привести к замораживанию украинских активов за рубежом (например, золотовалютных резервов, если их не защитить).

Катастрофы не будет.

Однако экономисты не считают, что это решение плохо повлияет на экономику Украины.

“Но если вы думаете, что это катастрофа, то нет.

И какие рейтинги у Украины упадут? Ну, упадут и что? На передаче денег по ERA это точно никак не отразится.

Деньги МВФ тоже дает”,- отметил Монин в комментарии Expert.

В свою очередь глава парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев считает, что в данном случае волноваться точно не стоит.

По его словам, в отличие от прошлого года, когда Украина вела переговоры о реструктуризации, и также с подачи кредиторов периодически следовала тема дефолта, сейчас ситуация другая.

В ходе прошлогодних переговоров о реструктуризации основной части внешнего коммерческого долга (еврооблигаций на 20 млрд.

долл.) было договорено об устранении принципа кросс-дефолта.

То есть, дефолт по ВВП-варрантам не будет считаться дефолтом по другим внешним обязательствам Украины.

Реструктуризация деривативов предусмотрена программой EFF и поддерживается МВФ.

Украина продолжает получать внешнее официальное финансирование в рамках ERA (доходы от замороженных российских активов), Ukraine Facility, остается в программе МВФ.

“Это событие не повлияет на курсовую и финансовую стабильность.

Обязательства по внешнему официальному финансированию бюджета партнерами продолжат выполняться.

Из-за продолжающейся войны, предыдущей реструктуризации, наш суверенный кредитный рейтинг продолжает находиться на низком спекулятивном рейтинге, отражающем ограниченныйдефолт или состояние, близкое к этому.

Это уже учтено рынками, которые отреагировали на новость о пропуске платежа по ВВП-варантам относительно спокойно.”, - подытожил Гетьманцев.

И еще не менее важно: Украина остается преданной поиску компромиссного решения о справедливой реструктуризации с кредиторами, которая не будет подрывать долговую устойчивость страны и перспективы экономического восстановления после войны.

В свою очередь Алексей Кущ, эксперт аналитической компании “Объединенная Украина” напоминает, что Украина имела шанс реструктуризировать ВВП-варранты, но не воспользовалась им.

“В первые годы войны на погашение евробондов Украины действовал мораторий, а в отношении ВВП-варрантов – нет.

По нимплатили исправно (за рост 2021 г.).

В 2024 г.

часть долга по евробондам Украины списали и сроки погашения – пересмотрели.

А относительно ВВП-варрантов по-прежнему – нет.

Оставили все, как есть.

Хотя условия их выпуска в контексте войны давно нужно было пересмотреть.”,– отметил Кущ.

Втоже время в Министерстве финансов заявили, что Украина хочет провести справедливую реструктуризацию, согласованную с программой МВФ.

Виктория Хаджирадева.

Теги по теме
Минфин
Источник материала
loader