Реальная магия Валерия Шевчука: Украина прощается с классиком украинской готической литературы
Ушел в вечность классик украинской литературы Валерий Шевчук – писатель, публицист, историк, литературовед, один из последних представителей поколения диссидентов-шестидесятников. Фигура невероятного таланта, неожиданного видения мира и почти нечеловеческой творческой трудоспособности. Он никогда не писал для всеобщего обозрения и не писал по «заказу времени». Его прозу называют психологической, вычурной, готической, а такая воспринимается не всеми. Но тот, кто решался погрузиться в этот странный мир странствий, образов и философий, уже не возвращается таким, как был.
О жизни и творчестве Валерия Шевчука - в материале Коротко про.
«Начал читать и почувствовал, что со мной что-то происходит»
Валерий Шевчук умер на 86-м году жизни в реанимации больницы «Феофания» – об этом сообщили его две дочери Юлианна Шевчук и Мирослава Андрущенко. В СМИ пишут, что у писателя был обострение диабета, с которым давно боролся.
– У меня такое ощущение, что мы до сих пор не осознали величие его личности и значение его присутствия в украинской современной литературе. Он уникальный писатель, повлиявший на целое поколение наших младших прозаиков, - говорит глава Национального союза писателей Украины Михаил Сидоржевский. – Литературоведение уделяло ему много внимания, но все же недостаточно. Он художник мирового уровня и был признан таким в Европе, когда Советский Союз отказывался издавать книги Шевчука.
Михаил Сидоржевский вспоминает, как лично познакомился с Валерием Шевчуком.
- Летом 1980 года в Житомире, где учился в автодорожном техникуме, я случайно приобрел в букинистическом отделе книжного магазина «Знахідка» две повести «Крик півня на світанку» и «Голуби під дзвіницею». Я не знал тогда ничего об их авторе, потому что Валерий Шевчук десять лет у нас не печатался. Начал читать и сразу почувствовал, что со мной что-то происходит – таков был мощный стиль его фантастического письма. Когда учился в Киеве, в университете, наш профессор Василий Яременко на лекции вспомнил о творчестве Валерия Шевчука. Я подошел на перемене и сказал, что тоже очень им увлечен. Профессор ответил, что может познакомить нас.
Нынешний глава НСПУ вспоминает, как боялся, когда набирал номер телефона писателя.
– И голос дрожал, и руки дрожали. А он сказал: "Приезжай" и назвал адрес. Так несколько раз я был у него, он мне многое рассказывал. Я все старался записать, а потом по его роману «На смиренном поле» писал курсовую работу. Я перечитал все раннее творчество классика и был счастлив, когда его наконец-то снова начали издавать в Украине. Последний раз мы виделись в прошлом году – на 85-летнем юбилее Валерия Александровича. Он тогда отдыхал в пансионате для ветеранов сцены в Конче-Заспе под Киевом. Помню, что был в хорошем настроении и держался бодрым, хотя был очень болен.
Валерий Александрович никогда не гнался за славой и почестями. Фото: ukrlib.com.ua
Старшего осудили, младшего запретили выдавать
Любовью к художественному слову Валерий Шевчук «заболел» с детства при нестандартных обстоятельствах. В его доме было немного книг, но отец приносил их из рабочей библиотеки. Папа будущего классика работал сапожником на фабрике в Житомире, работу приходилось брать домой, и пока отец допоздна штыркал иглой, мать вслух читала ему книги. Сыновей в комнату не пускали, чтобы не мешали баловством. «А мы подползали под дверь и слушали… Это помогло нам с братом стать теми, кем мы стали», - вспоминал писатель в одном из интервью. (Старший брат – Анатолий Шевчук, известный новеллист и литературовед, умер в 2015 году.)
Однако сразу браться за перо Валерий не смог. Сначала пробовал поступить во Львовский лесотехнический институт, но не сдал экзамены и пошел работать подсобным рабочим на строительство. Все свободное время посвящал книгам. Позже он говорил, что произведения Ивана Франко заставили его изучать украинскую литературу по методологии, а Григорий Сковорода стал учителем жизни.
Литературный дебют состоялся в сборнике «Вінок Кобзарю», где в 1961 году вышел его рассказ «Настунька». А до этого было техническое училище, работа на бетонном заводе, поступление на историко-философский факультет Киевского университета. Из вуза студента едва не исключили за рассказ «Щось хочеться» в стенной газете «Заспів». Университетская газета «За советские кадры» подвергла повествование резкой критике, и автора даже вызвали в КГБ.
До окончания университета Шевчук был уже автором около сорока новелл, которые печатались в журналах «Отечество» и «Литературная Украина», а два были переведены на другие языки. Выйдя из стен университета, приехал в родной Житомир собкором от газеты «Молодая гвардия». Тем не менее, журналистская карьера длилась недолго – молодого человека призвали в армию и отправили служить аж в Мурманскую область.
В Житомир Валерий вернулся в 1966 году, когда КГБ развернул репрессии против украинской интеллигенции. Жертвой преследований стал и его старший брат. Работая в типографии, Анатолий тайком делал линотипный набор текстов диссидентского самиздата, которые Богдан Горынь (в будущем народный депутат Украины) отвозил во Львов для печати. После ареста Горыня КГБ схватила и Анатолия Шевчука. В 1966 году его приговорили к 5 годам лагерей строгого режима.
Валерий тяжело пережил это событие, потому что они вместе с братом мечтали строить литературную карьеру. Но это было время, когда перспективу имели только пропагандисты советского соцреализма и соцоптимизма. Валерия Шевчука за его особый стиль отнесли к химерникам и пессимистам. Почти десять лет он без устали и неугомонно писал «в стол», исследовал историю Украины и ее фольклор.
Валерия Шевчука за его особый стиль отнесли к химерникам. Фото: ФБ Julianna Shevchuk
Верный творчеству и просвещению
Судьбу Валерия Шевчука иногда сравнивают с судьбой Лины Костенко. Оба получили литературную блокаду, но не сломались, оба сохранили свой уникальный стиль, она – в поэзии, а он – в прозе. Оба были безразличны к славе и фанфарам и любили уединиться от шумного мира. Оба с наступлением независимости не соблазнились политикой, оставаясь верными только творчеству.
Валерия Шевчука редко можно было увидеть на общественных мероприятиях. Из отзывов его знакомых, он был безразличен к веселым компаниям и развлечениям. Его выходы на публику преследовали сугубо просветительскую цель. В свое время писатель был ведущим исторического клуба «Летописец» при Союзе писателей Украины, преподавал в Киевском национальном университете, вел историко-общественные программы «Казацкое государство», «Киев, культурный и государственный», «Загадки и тайны украинской литературы», «Интересное литературоведение».
/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F11%2F4030234b343f3eade93b742d7499c73b.jpg)
За книгу «Три листа за окном» писатель получил Шевченковскую премию. Источник: Yakaboo
Его перу принадлежат около полусотни художественных и исторических романов, повестей, сборников рассказов, около полутысячи научных и публицистических статей, переводов произведений древнеукраинской литературы на современный украинский язык.
Один из самых известных романов «Три листки за вікном» принес Валерию Шевчуку Шевченковскую премию в 1987 году и Премию фонда Антоновичей в 1990-м. Это роман-триптих, относящийся к барочной литературе. Писатель работал над ним почти 15 лет. В романе поднимаются проблемы поиска своего места в этом мире, борьбы добра и зла, духовного и чувственного, преемственности поколений. Древность переплетается с современностью, присутствуют исторические и вымышленные герои, реальные существа и мифологические - как Страх, Мессия, Огненная лошадь. Сюжет настолько сложен, что его невозможно изложить несколькими словами, но он затягивает читателя, как портал в другое измерение.
Валерий Шевчук сам всю жизнь ходил через эти порталы. И во времена независимости его художественные произведения подвергали критике из-за высокого градуса новаторства, психодрамы, антиутопии и так называемой реальной магии. Однако эти произведения переведены на 22 языка мира.
Два последних произведения Валерия Шевчука были изданы в 2019 году. Это две книги исторического произведения "Казацкое государство как идея в системе общественно-политического мышления XVI-XVIII веков". Это более тысячи страниц об эпохе украинских гетманов, восстании Северина Наливайко, Колиивщине, борьбе украинцев за самостоятельность и осмысление этой борьбы.
Есть в наследии писателя и детские книги, и произведения для подростков. Фото: ФБ Горгона Бобровицкая

