От ракет из пластиковых бутылок до будущих научных открытий
От ракет из пластиковых бутылок до будущих научных открытий

От ракет из пластиковых бутылок до будущих научных открытий

От ракет из пластиковых бутылок до будущих научных открытий

Как проходила олимпиада по экспериментальной физике ExPhO 2025 для школьников

Еще до войны в Киеве появилась традиция проводить олимпиады по физическому эксперименту ExPhO для школьников. Соревнования проходили в КНУ имени Тараса Шевченко. Из-за ковида и войны традиция приостановилась, но недавно ее возобновили — состоялась ExPhO 2025. Желающих участвовать было так много, что соревнование провели в два этапа.

Это уникальная возможность для молодых почувствовать драйв научного поиска и эксперимента. Для страны, которая стремится к научному и технологическому прорыву, поддержка таких соревнований — инвестиция в будущее. Это не только о первых попытках настоящих научных экспериментов, но и о популяризации естественных наук, селекции талантов и поощрении старшеклассников вступать в украинские заведения высшего образования — ведь второй этап этой олимпиады прошел в ангаре Киевского авиационного института (КАИ), а ее организаторами стали КАИ, Киевский академический университет (КАУ) и Научно-исследовательская школа «Базис» (первый тур состоялся именно в ней). В состав жюри вошли известные ученые-физики, преподаватели.

Место проведения — ангар КАИ — выбрали неслучайно. Оно важно, чтобы показать школьникам, где могут понадобиться знания прикладной физики и наноматериалов. Здесь можно увидеть самолеты, вертолеты, авиадвигатели, макеты ракет, пушку с самоходной зенитной установки. «В авиации нужны знания по физике, математике и другим наукам, — отметил декан Аэрокосмического факультета Святослав Юцкевич. — Рад видеть столько умных учеников, которые решают задачи разными, часто нестандартными способами».

Автор фото: Юрий Билецкий

По условиям соревнований в олимпиаде принимали участие команды старшеклассников — учеников 7–11 классов. За пять часов они должны были решить шесть экспериментальных физических задач. Школьники могли пользоваться чем угодно, даже смартфонами. Единственное, что было запрещено, — просить помощи у учителей.

В день олимпиады учеников ждали и оригинальные задачи, и все необходимое для экспериментов: пусковая установка для ракет, жидкий азот, гелий, магнитные шарики и т.п.

Поэтому неудивительно, что во время олимпиады большой ангар Киевского авиационного института превратился в территорию приключений: школьники запускали ракеты, взвешивали воздушные шарики, измеряли вязкость воздуха. Это был драйвовый и незабываемый день.

Автор фото: Юрий Билецкий

В олимпиаде приняли участие 15 команд из разных городов страны. Первое и второе место заняли команды Украинского физико-математического лицея UBEBIBO 2.0 и OBEBIBA 2.0. Третье место заняла команда «Лудомани squad» из Львова.

Спрашиваю у одного из организаторов и инициаторов олимпиады, учителя физики школы «Базис» Александра Трилиса, чем объясняется такой интерес к соревнованиям. Ведь победа не дает ни материального вознаграждения, ни преимуществ во время поступления в вуз.

«Объяснить можно только одним — любовью к физике и интеллектуальным соревнованиям, — отвечает Александр. — Важно также, что во время олимпиады дети чувствуют себя среди единомышленников. Бесценно и ощущение поиска, когда сначала что-то не получается, а потом «Эврика!», и все удается».

Интерес вызывают и оригинальные задачи. «Например, wow-эффект имеет задача «Азотная ракета», — отмечает Трылис. — Ученики должны предложить оптимальный состав топлива (соотношение воды и азота). Во время запуска ассистент помещает бутылку со смесью в пусковую установку — ракета с шипением взлетает, из сопла вырывается белая струя. Это очень зрелищно».

 

Не было ли опасений, что ученики привлекут к решению задач искусственный интеллект, ведь они имели возможность пользоваться смартфонами? «Нет, не было, — улыбается Александр Трилис. — Решение экспериментальных задач невозможно найти в Интернете. И чат GPT их тоже не решит. Во время первого тура мы предложили ИИ выполнить конкурсные задачи, и он не справился. ИИ может предложить план, но провести эксперимент и объяснить его ход придется самим участникам».

Физический эксперимент и исследования считает преимуществами олимпиады и директор КАУ, академик НАН Украины Александр Кордюк. Ведь обучение в КАУ как раз и построено на привлечении студентов к исследованиям — университет является точкой входа в науку.

Автор фото: Юрий Билецкий

К сожалению, у детей, интересующихся физикой, проседает именно эксперимент. И на украинских, и на международных олимпиадах теоретические задачи ученики выполняют лучше, чем экспериментальные. «Я бы даже сказал, что с экспериментами катастрофа, — добавил Александр Анатольевич. — Эта же олимпиада экспериментальная, с исследовательской составной частью. Есть задачи, которые можно решить с помощью эксперимента, а есть задачи, где нужно провести настоящее исследование».

Автор фото: Юрий Билецкий

Чтобы привлечь молодежь к исследованиям, а следовательно, и к науке, на Аэрокосмическом факультете КАИ совместно с КАУ создана образовательно-профессиональная программа «Прикладная физика». Это единственная в Украине учебная программа по научному дуальному образованию.

Первые студенты смогут поступить на специальность «Прикладная физика и наноматериалы» уже в 2025 году. «Это пилотный проект. Мы смотрим, как лучше проводить исследовательское обучение на бакалаврате, какие практики применять», — добавил Александр Кордюк.

Возможно, участники олимпиады, которые живо дискутировали о ракетном топливе, станут первыми студентами этой программы.

Об особенностях программы «Прикладная физика» рассказал участникам соревнований преподаватель кафедры прикладной физики и наноматериалов КАУ Олег Фея. Он объяснил, что большинство учебных курсов программы будут преподавать ученые из академических институтов, с третьего курса студенты будут проводить исследования под руководством ученых. С четвертого — стажироваться в европейских университетах и лабораториях.

А что подготовили для школьников организаторы, какие исследовательские задачи им нужно решить? Спрашиваю об этом Олега Фею, в то время как команды работают над задачами.

«Исследовательской является, например задача со звездочкой, где нужно рассчитать вязкость воздуха с помощью воздушного подшипника из двух пластиковых стаканчиков. Эту задачу не успели решить даже члены жюри, ее результат сейчас неизвестен. Приятно видеть, что школьники относятся к выполнению этой задачи как к приключению», — заметил Олег Фея.

Кстати, участники олимпиады должны не только решить задачи и провести эксперименты, но и защитить свои расчеты перед жюри. За этим общением наблюдали (и болели душой за учеников) учительницы физики из Научного лицея имени Анатолия Лигуна из города Каменское Ольга Рыжко и Наталия Мирошник. Их команда прибыла в Киев в день открытия олимпиады, а вечером должна была отправляться домой. К сожалению, волнения детям добавила ночная атака «шахедов»: обломок дрона попал в дом, где живет один из участников. Несмотря на это парень не отказался от участия и сумел сосредоточиться на задачах.

«У наших учеников большой опыт участия в олимпиадах и конкурсах МАН. Недавно они заняли шестое место в финале программы Destination Imagination, — рассказала Наталия Мирошник. — Очень хорошо, что ExPhO предлагает именно экспериментальные задачи. Эксперимент — это всегда о свободе. Мы видим, что дети не боятся ошибок и отстаивают свое мнение».

Спрашиваю у капитана команды «Энтропийный хаос» из Каменского Валерии Наголенко, какой была ее мотивация приехать. «Приехала, потому что мне невероятно интересно», — ответила школьница. Кстати, задачу со звездочкой ее команда решила одной из первых. «Мы это сделали с помощью шариков и пластиковых стаканчиков, — объяснила Валерия. — Сначала не удавалось, но мы все же вытянули воздух из промежутка между стаканчиками. Получился воздушный подшипник, и мы рассчитали коэффициент вязкости воздуха».

В это время звучит громкий взрыв — одна из команд тестирует свою ракету. К сожалению, неудачно. Капитан команды Basis1 восьмиклассник Михаил Кажан спокойно анализирует ошибки: «Похоже, я слишком оптимистично оценил переход энергии в тягу, и ракета взорвалась в установке», — улыбается он.

В это время его команда готовится представлять жюри решение задачи об определении высоты ангара. «Мы использовали несколько способов, в частности по скорости подъема воздушного шарика, — объясняет участник команды Юрий Переверзенцев. — Наша команда — это союз единомышленников. Экспериментировать очень интересно. Именно эксперименты помогают узнавать что-то новое о мире».

Автор фото: Юрий Билецкий

Оригинальным способом попробовала решить задачу о высоте ангара и команда из Новопечерской школы Immortals. Сперва ученики определили вес конфеты, потом — конфеты с воздушным шариком, учли силу тяжести, архимедову силу, ускорение. За час до окончания олимпиады ученики еще дискутировали о правильности своего решения.

«Не понимать физику — это как не знать историю, — считает участник команды Immortals Назар Гаврищук. — Тот, кто не знает прошлого, не может принимать решения в настоящем, потому что будет наступать на те же грабли. С физикой так же. Если ты не понимаешь процессы, которые происходят вокруг тебя, как тогда будешь развиваться и что-то создавать? Физика важна».

ExPhO — это не просто соревнования по физике. Это о науке как пространстве силы и надежды. О школьниках, которые, несмотря на тревоги и воздушные атаки, экспериментируют и выполняют исследования.

И, возможно, именно из таких олимпиад и ракет из пластиковых бутылок начинается путь к прорывам. К технологиям, которые усилят страну. К ученым, которые останутся в Украине.

Источник материала
loader
loader