Финансовые поступления от нового соглашения между Украиной и США по поводу полезных ископаемых, вероятно, появятся не раньше десяти лет, поскольку инвесторы сталкиваются с многочисленными препятствиями на пути запуска новых месторождений в разрушенной войной стране, пишет Reuters.
По словам экспертов, разработка шахт по добыче стратегически важных полезных ископаемых в таких странах с развитым добывающим сектором, как Канада и Австралия, может занять от 10 до 20 лет.
Однако большинство месторождений в Украине имеют мало подтвержденных данных, которые свидетельствовали бы об их экономической целесообразности. Инвесторы также могут остерегаться вкладывать средства в страну, инфраструктура которой, в частности энергетическая и транспортная, была уничтожена за три года полномасштабного вторжения России, а ситуация с безопасностью остается неопределенной.
«Если кто-то думает, что все эти полезные ископаемые вдруг начнут массово вывозиться из Украины, он живет в иллюзиях. Реальность такова: людям будет трудно оправдать инвестиции в страну, которая находится в состоянии войны, когда они могут инвестировать в критически важные ископаемые в более безопасных странах», — заявил Адам Вебб, руководитель направления минералов в консалтинговой компании Benchmark Minerals Intelligence.
Несмотря на неопределенность финансовых выгод, украинские политики назвали это соглашение политическим прорывом: они считают, что это поможет укрепить поддержку Киева со стороны США, которая пошатнулась при президентстве Дональда Трампа.
Украина очень нуждается в американской поддержке — как оружием, так и финансами — чтобы противостоять российской агрессии.
Со своей стороны, Трамп активно продвигал соглашение, особенно в контексте доступа к украинским залежам редкоземельных элементов, которые используются в производстве всего — от мобильных телефонов до автомобилей. Это означает, что государственная политика может ускорить инвестирование.
США практически не добывают редкоземельные элементы и находятся в состоянии торговой войны с Китаем, ведущим поставщиком этих ресурсов.
Текст соглашения, подписанного в Вашингтоне, предусматривает, что доходы в фонд восстановления будут поступать в виде роялти, лицензионного сбора и соглашений о разделе продукции.
Соглашение не содержит никаких конкретных финансовых условий, поскольку стороны должны заключить ограниченное партнерство между Международной финансовой корпорацией развития США (DFC) и украинским Государственным агентством по поддержке государственно-частного партнерства.
В документе упомянуты 55 видов минералов, а также нефть, природный газ и другие углеводороды. По украинским данным, у страны есть залежи 22 из 34 минералов, которые Европейский Союз определил как критически важные, в частности редкоземельные элементы, литий и никель.
«Переходу от открытого месторождения к экономически рентабельному требуется значительное время и инвестиции, а этого в Украине не было не только после начала войны, но и до нее», — отметил Уиллис Томас из консалтинговой компании CRU.
По данным Министерства финансов Украины, в 2024 году государство получило 47,7 миллиарда гривен (около 1 миллиарда долларов США) роялти и других сборов, связанных с использованием природных ресурсов.
Однако совместный фонд, созданный в соответствии с этим соглашением, будет получать доходы только по новым лицензиям, разрешениям и соглашениям о распределении продукции, заключенным после вступления в силу настоящей договоренности.
Затягивание с выдачей лицензий
До полномасштабного вторжения России в 2022 году Украина медленно выдавала новые лицензии на пользование недрами. С 2012 по 2020 год, по данным Государственной службы геологии, было выдано около 20 лицензий на добычу нефти и газа, одну – на графит, одну – на золото, две – на марганец и одну – на медь. В общей сложности насчитывается 3482 действующие лицензии.
Аналитики предполагают, что в рамках ограниченного партнерства страны могут рассматривать возможность прямых государственных инвестиций в горнодобывающую компанию. В качестве примера они приводят Чили – крупнейшего в мире производителя меди, владеющей государственной компанией Codelco.
Еще одно препятствие — некоторые из перспективных месторождений расположены на территориях, оккупированных Россией, а само соглашение не содержит никаких гарантий безопасности. В Вашингтоне заявили, что наличие американских интересов может остановить агрессоров.
Семь из 24 потенциальных горнодобывающих проектов, идентифицированных Benchmark, расположены на оккупированных территориях Украины. Среди них — залежи лития, графита, редкоземельных элементов, никеля и марганца.
Представитель небольшой украинской компании, владеющей лицензией на разработку месторождения лития «Полоховское» — одного из крупнейших в Европе, заявил агентству Reuters в феврале, что реализовать этот проект без западных гарантий безопасности будет крайне сложно.
«Это соглашение еще более тесно привязывает США к Украине, поскольку теперь у них появился прямой интерес в том, чтобы эта война завершилась и они могли развивать эти ресурсы», — подытожил Вебб.