Президент США Дональд Трамп планировал уничтожить центристов истеблишмента с помощью глобального популистского восстания, но его безумное второе президентство может иметь противоположный эффект, считает старший репортер CNN Politics Стивен Коллинсон.
Автор отмечает, что сейчас многие западные демократии переживают одинаковые политические проблемы, которые привели к потрясающему возвращению Трампа в прошлом году, включая высокие цены, кризис доступного жилья и трудности с контролем своих границ. Поэтому план Трампа выглядел как дорожная карта для популистов во всем мире.
«Иностранцы могут цинично относиться к своим лидерам, но многие смотрят на американцев и думают: «Нам не нужно то, что у вас есть». Вот почему Марк Карни до сих пор является премьер-министром Канады», - отмечает журналист.
Политолог из Западного университета Онтарио Мэтью Лебо отмечает, что лидер канадских консерваторов Пьер Пуальевр годами повторял многие высказывания Трампа и это стало причиной его поражения. Марк Карни буквально через несколько месяцев вывел либеральную партию вперед. Заявления Трампа с требованием сделать Канаду 51 штатом США и тарифы, которые могли бы иметь экзистенциальное значение для ее экономики, обрекли оппозицию на победу.
«Следующий шанс для антитрамповской волны есть у Австралии, где в эти выходные состоятся всеобщие выборы», - добавляет аналитик.
Несколько недель назад казалось, что премьер-министр от Лейбористской партии Энтони Албанез терпит поражение, но его рейтинг вырос на фоне возмущения избирателей из-за тарифов США,а оппозиционная консервативная коалиция во главе с Питером Даттоном, еще одним борцом против культуры пробужденных, зашла в тупик.
«Невозможно предположить, что решат избиратели. Но если непопулярное правительство Албанеза выживет, Даттон столкнется с теми же вопросами относительно политической позиции, что и Пуальевр», - добавляет автор.
Коллинсон замечает, что даже лидерам, которые не сталкиваются с выборами, пришлось перенастроиться, чтобы справиться со вторым термином Трампа.
К примеру, у премьер-министра Великобритании Кира Стармера возникли трудности с поддержкой после убедительной победы на выборах прошлого года. Но его одобрение резко возросло благодаря его непоколебимым отношениям с Трампом и поддержке Украины. Тем не менее, наибольшее испытание для Стармера еще впереди через государственный визит президента и встречу с королем Карлом III – актом лести из-за великолепия, которому многие британцы противостоят.
Президент Франции Эммануэль Макрон переживает трудности почти с момента своего переизбрания и сыграл ключевую роль в распаде собственного правительства после катастрофического объявления выборов в Национальное собрание в прошлом году. Но в один момент он стал выглядеть дальновидным, поскольку годами предупреждал, что Европа должна сама позаботиться о своих оборонительных нуждах, а нападки Трампа на союзников позволили ему возобновить свою вечную неофициальную кампанию, чтобы стать лидером ЕС.
Выборы в Германии в начале этого года, похоже, противоречили этой тенденции, поскольку ультраправая популистская партия «Альтернатива для Германии» удвоила свою долю голосов после того, как ее открыто поддержали вице-президент Джей Ди Венс и Илон Маск. Тем не менее, некоторые аналитики считают, что тревога среди избирателей по поводу волны правых сил по американскому образцу ограничила подъем «Альтернативы для Германии».
Автор подчеркивает, что в других частях Европы позиция Трампа «Америка превыше всего» изменила правила игры для правых партий, которые ищут у него вдохновение. Возмущение из-за тарифов может подавить попытки лидера ультраправых Марин Ле Пен использовать тактику в стиле Трампа, чтобы представить свое осуждение за хищение как вмешательство в выборы в преддверии президентских выборов во Франции в 2027 году.
Даже архитектор Brexit Найджел Фараж, которого критики обвиняют в том, что он проводит больше времени в Мар-а-Лаго, чем со своими избирателями в заброшенном английском приморском городке, дистанцировался от политики Трампа по отношению к Украине. А в Венгрии премьер-министр Виктор Орбан, чей антидемократический план сделал его героем MAGA, становится все менее популярным в преддверии выборов следующего года.
В то же время популисты теряют позиции не везде. Премьер-министр Италии Джорджия Мелони, победившая на выборах благодаря иммиграционной политике в стиле Трампа, остается популярной и продвигает себя как мостик между своим другом в Овальном кабинете и Европой. Она исполнила удачную роль балансировщика во время визита в Вашингтон в этом месяце.
В более широком смысле, внезапные политические потрясения Трампа нависают и над другими кампаниями. В этом году в Южной Корее и Японии состоятся ключевые выборы, на которые также повлияют торговые войны. избирателям. Лидеры обоих союзников США находятся под давлением, чтобы заключить скорые соглашения, чтобы смягчить экономический ущерб, который может нанести ущерб их избирателям.
Напомним, рейтинг одобрения Трампа после первых 100 дней президентства стал самым низким среди американских президентов за последние восемь десятилетий. Общий опрос, проведенный ABC News, The Washington Post и Ipsos, показал, что только 39% американцев положительно оценивают его деятельность.
100 дней Дональда Трампа в Белом доме это не только начало нового политического этапа для США, но и глубокий толчок к изменению мировой политики. За это время Трампу удалось нарушить все привычные политические практики и изменить баланс сил не только в Америке, но и в мире. Больше об этом в статье "100 дней Трампа, которые потрясли Америку. Что теперь делать Украине" пишет экс-посол Украины в США Олег Шамшур.