Нас снова пугают дефолтом: как возможное банкротство страны скажется на жизни украинцев
Нас снова пугают дефолтом: как возможное банкротство страны скажется на жизни украинцев

Нас снова пугают дефолтом: как возможное банкротство страны скажется на жизни украинцев

Министерство финансов Украины заявило, что договоры с кредиторами о реструктуризации долга в 3,2 млрд долларов закончились неудачей. Речь идет об облигациях, выпущеных Украиной еще в 2015 году, чтобы компенсировать последствия вторжения РФ на Донбасс и аннексии Крыма. Выплаты по ним должны были начаться, если рост украинского ВВП превысит 3% в год, пишет Bloomberg.

И хотя украинская экономика выросла на 5,3% в 2023 году, денег на выплату, конечно же, нет – условия, которые принимались в 2015-м, совершенно другие, чем в период полномасштабной войны.

В связи с этим снова заговорили о дефолте. Действительно ли это так страшно, почему снова всплыл «дефолтный вопрос» и как возможное банкротство страны скажется на жизни обычных украинцев? В ответах на эти вопросы редакция Коротко про разбиралась с экономистами.

И снова здравствуйте

Выплата по вышеупомянутому долгу должна была состояться в мае. После этого в СМИ в очередной раз начала активно обсуждаться перспектива возможного дефолта.

Напомним, что дефолт – это ситуация, при которой страна оказывается не способна заплатить по долгам, то есть фактически - это банкротство. Но есть еще такое понятие, как технический дефолт - ситуация, при которой заемщик нарушил договор займа, не осуществив очередной платеж держателю долга, но в перспективе он все же сможет заплатить. В этом случае должник теряет репутацию стабильного заемщика, сокращаются возможности для дальнейших размещений, а получать новые кредиты или инвестиции становится очень проблематично. Так что стране приходится договариваться о реструктуризации - списании части долга, уменьшении процентов, отсрочке следующих выплат.

Кто виноват и что делать

Благодарить за неподъемные долги нам следует Арсения Яценюка и Наталью Яресько, которые в 2015 году при помощи МВФ фактически навязали Украине налог на рост украинской экономики более 3% до 2040 года. Причем, говорит аналитик Даниил Монин, при этом обманули, что нам списали 20% долгов, хотя на самом деле не списали.

- В 2023 году рост украинской экономики составил 5,3% после падения на 28,8% в 2022-м, - напоминает Монин. – За этот рост мы должны были заплатить более 1 млрд долларов при номинальном теле варрантов (варранты – это ценные бумаги, позволяющие покупать акции по более низкой цене. – Авт.) на текущий момент 2,6 млрд долларов. Но поскольку там были другие договоренности, будет меньше - 600 млн долларов. Минфин эту сумму вложил в выплаты в этом году. Но в 2024-м, когда делали реструктуризацию обязательств еврообондов Яресько 2015 года без варрантов, Кабмин погасил 200 млн долларов за рост 2021 года и принял запрет на выплаты по варрантам. В свою очередь, в меморандуме с МВФ прописано, что Украина должна до мая передоговориться с кредиторами и реструктуризовать те долги. А по-хорошему - нужно перевести их в обычные процентные обязательства, чтобы убрать этот налог на рост украинской экономики.

Передоговориться пока не получается. 24 апреля в Минфине сообщили, что с 15 по 23 апреля в Украине прошла встреча с членами Специального комитета, в состав которого входят владельцы около 30% варрантов ВВП Украины.

Украина предложила владельцам ВВП-варрантов две опции:

  1. Обмен варрантов на дополнительный выпуск еврооблигаций, выпущенных в рамках реструктуризации в 2024 году. Согласно этой опции, инвесторы получат тот же набор облигаций, что и владельцы еврооблигаций в прошлом году, в соотношении: на каждую 1 единицу варрантов - 1,35 единицы облигаций.
  2. Изменить условия выпуска ВВП-варрантов следующим образом:
    - выплаты за 2025-2028 годы отменяются;
    - возможность выкупить/отменить ВВП варранты будет продлена до мая 2029 года, в то время как цена выкупа будет расти с 85 до 100 центов.

Реструктурированные варранты (с выплатами в 2029–2041 годах) будут иметь те же характеристики, что и действующие варранты, кроме опциона выкупа; владельцы получат 36,6 цента облигаций на каждые 100 центов варрантов.

Специальный Комитет, в свою очередь, предложил Украине оплатить 75% платежа, приходящегося на май этого года, собственникам варрантов за рост ВВП в 2023 году и выпустить новые облигации со ставкой 7,75% на сумму 209 млн долларов. Украина отклонила это предложение.

«Варранты для мира, которого больше не существует»

В Минфине уже заявили, что надеются найти приемлемое решение, и настроены на конструктивный диалог с инвесторами – «так же, как это было во время успешных переговоров по реструктуризации еврооблигаций прошлым летом».

- ВВП-варранты были разработаны для мира, которого больше не существует. Скромный экономический рост в 2023 году был не признаком стремительного процветания, а хрупким отскоком от почти 30%-ного падения, вызванного полномасштабным вторжением России. Эти финансовые инструменты не должны стать препятствием для нашего восстановления, - отметил Сергей Марченко.

Впрочем, большинство украинских экономистов называли варранты большой аферой с самого начала.

- Если эту проблему можно будет сейчас решить из-за войны - будет хорошо, - говорит Даниил Монин. - Хотя и дефолт по этим обязательствам – не самый плохой вариант.

По мнению аналитика, сегодня, когда с кредиторами не договорились, у Украины есть несколько путей.

  1. Объявить дефолт и не платить 600 млн долларов в мае кредиторам, которых, кстати, Минфин скрывает уже 10 лет.
  2. Заплатить 600 млн.
  3. Пугать дефолтом и успеть передоговориться. 

Даниил Монин говорит, что, похоже, сейчас выбран третий вариант, который сработал прошлым летом. Тогда точно так же пугали дефолтом и передоговорились в последний момент.

«Дефолт ничего не изменит»

Самое интересное во всей этой шумихе, что дефолт, которым нас так пугают, по большому счету ничего не изменит ни для Украины, ни для украинцев.

- Начнем с того, что сегодня для Украины 600 млн долларов – это не очень значительная сумма, и золотовалютные резервы позволяют ее с легкостью погасить, особенно понимая, что НБУ повысил прогноз ЗВР на конец года с 40,5 млрд долларов до 57,6 млрд долларов, - отметил аналитик Андрей Шевчишин в комментарии Коротко про. – Но и дефолт по ВВП-варрантам - не привет к кросс-дефолту по другим долговым обязательствам, то есть это не будет считаться дефолтом по внешним обязательствам.

Возможная невыплата по ВВП-варрантам никак не повлияет на общую картину и жизнь среднестатистического украинца, продолжает аналитик. Да, соглашается Шевчишин, это досадное явление, однако мы живем в условиях войны, что по уровню влияния на нас гораздо весомее. Соответственно, даже реализация этого дефолта не отразится на заявленной и согласованной помощи со стороны наших партнеров. В то же время для будущих заимствований и истории хотелось бы быть «белыми и пушистыми» и все-таки договориться о реструктуризации.

Даниил Монин также считает, что без новостей с кричащими заголовками украинцы дефолт даже не заметят.

- В краткосрочной перспективе действительно ничего не произойдет, - подытожил в комментарии Коротко про экономист Владислав Банков. - Более того: дефолт – это лишь вопрос времени. А по тем бумагам, по которым он приближается, дефолт просто должен произойти. Там кредитор требует выплат по варрантам, привязанным к росту ВВП, но нюанс в том, что нынешний уровень ВВП уже был оплачен в 2021 году.

Источник материала
loader