В результате мощного взрыва в крупнейшем порту Ирана Бендер-Аббас, который произошел, вероятно из-за детонации химических материалов, погибли по меньшей мере восемь человек, более 700 получили ранения.
Взрыв произошел в секции порта имени Шахида Раджаи именно тогда, когда Иран приступил к третьему раунду ядерных переговоров с Соединенными Штатами в Омане. В то же время, как пишет Reuters, нет никаких признаков того, что эти два события связаны между собой.
Спикер Департамента по чрезвычайным ситуациям Хоссейн Зафари предположил, что взрыв произошел из-за неправильного хранения химических веществ в контейнерах порта имени Шахида Раджаи.
"Причиной взрыва стали химические вещества внутри контейнеров", - сообщил он иранскому информационному агентству ILNA.
Он добавил, что ранее Департамент при проверках уже предупреждал порт и указывал на потенциальную опасность.
В то же время представитель правительства Ирана заявил, что хотя основной версией взрыва в настоящее время является детонация химикатов, пока невозможно точно определить окончательную причину инцидента.
Президент Ирана Масуд Пезешкиан отдал приказ провести расследование и направил на место происшествия министра внутренних дел. Тот сообщил, что работы по тушению пожара и предотвращению его распространения на другие районы еще продолжаются.
Официальные иранские телеканалы показали кадры огромного черного и оранжевого облака дыма, поднимавшегося над портом после взрыва, а также офисное здание со сорванными дверями и разбросанными бумагами и обломками.
Порт имени Шахида Раджаи, расположенный вблизи стратегического пролива Ормуз, является крупнейшим контейнерным хабом Ирана и обслуживает основную часть контейнерных грузов страны, по данным государственных СМИ.
Взрыв выбил окна в зданиях в радиусе нескольких километров и был слышен даже на острове Кешм, расположенном в 26 километрах южнее порта.
Ранее представитель местной службы по чрезвычайным ситуациям заявил, что взрыв произошел после детонации нескольких контейнеров, хранившихся в порту.
Иранские власти отметили, что нефтяные объекты от взрыва не пострадали.
Национальная иранская компания по нефтепереработке и распределению топлива в своем заявлении сообщила: «Взрыв не имеет никакого отношения к нефтеперерабатывающим заводам, топливным резервуарам, распределительным комплексам и нефтяным трубопроводам».
В последние годы инфраструктуру энергетики и промышленности Ирана неоднократно поражали серьезные аварии, причины которых часто связывают с халатностью. Речь идет, в частности, о пожарах на нефтеперерабатывающих заводах, взрыве газа на угольной шахте и инциденте во время аварийных ремонтных работ в Бендер-Аббасе в 2023 году, когда погиб один работник.
В нескольких инцидентах Иран обвинял своего главного врага – Израиль, который в последние годы совершает атаки на иранские объекты, направленные против ядерной программы Ирана. В прошлом году Израиль нанес удар по системам ПВО страны.
Тегеран утверждает, что Израиль стоял за атакой на иранские газопроводы в феврале 2024 года. Также в 2020 году компьютерные системы порта имени Шахида Раджаи подверглись кибератакам, которые СМИ приписали Израилю как ответ на предыдущую иранскую кибератаку.
Пока никаких официальных комментариев от израильских военных или офиса премьер-министра Биньямина Нетаньяху о возможной причастности Израиля к субботнему взрыву нет.