Петр Бурлаченко: «Стереотипы в отношении ромов укреплялись веками, пора их преодолеть»
Петр Бурлаченко: «Стереотипы в отношении ромов укреплялись веками, пора их преодолеть»

Петр Бурлаченко: «Стереотипы в отношении ромов укреплялись веками, пора их преодолеть»

16 мая в Европе отмечают День ромского сопротивления — в память о восстании узников-ромов в концлагере Аушвиц в 1944 году. Эта дата стала символом борьбы за права одного из самых дискриминируемых народов мира. В Украине сейчас эту борьбу продолжают правозащитники, которые не только представляют интересы ромов в судах, но и меняют саму систему их взаимоотношений с государственной системой. Один из таких специалистов — адвокат и правозащитник из Черкасс Петр Бурлаченко, который более 20 лет помогает ромам и другим уязвимым группам населения: участвует в разработке государственных стратегий доступа к образованию и медицине, организует выездные юридические консультации в отдаленных районах, проводит тренинги по недискриминационному подходу для сотрудников полиции. Мы поговорили с Петром Бурлаченко о барьерах, преодолевать которые он помогает тысячам людей, о способах решения социальных проблем и о том, как его идеи становятся моделью для разных регионов Украины.

– Более 20 лет вы как правозащитник и 11 лет как адвокат защищаете права людей из социально уязвимых групп, подвергающихся разным формам дискриминации, в частности на уровне страны поддерживаете народ рома. Чем вас заинтересовало это непростое направление юриспруденции?

– Я сам принадлежу к народу рома и с детства сталкивался с дискриминацией. Даже поступив в университет, я долго скрывал свою этническую принадлежность — опасался предвзятого отношения. Я хорошо учился, завоевал уважение однокурсников и преподавателей, и когда стало известно, что я ром, отношение ко мне не изменилось. Это стало для меня важным уроком. Стереотипы в отношении ромов укреплялись веками, пора их преодолеть. Этому могут способствовать как облегчения доступа к образованию и работе для ромов, так и повышение уровня осведомленности среди окружающих их людей. Тогда я пообещал себе, что стану адвокатом и буду помогать тем, кто сталкивается с несправедливостью.

– Вы входили в рабочую группу Национального комитета национальностей и религии при Кабинете министров Украины, которая создавала государственную Стратегию защиты и интеграции ромского национального меньшинства, принятую в 2013 году. Какие из ваших рекомендаций были использованы при разработке программы, на каких проблемах вы фокусировались?

– Во-первых, это низкий уровень образования — высшее образование имеют менее 5% ромов, а 15% не получили даже базового. Это часто приводит к нарушению их прав со стороны полиции и государственных органов. Я предложил сосредоточиться на образовательных инициативах начиная с детских садов, а также запустить тренинги для сотрудников структур, которые часто соприкасаются с ромами. Например, я сам проводил такие тренинги с полицейскими, обучая их недискриминационному подходу по отношению к ромам и другим уязвимым слоям населения. Вторая проблема — высокий уровень безработицы, который связан как с недостатком образования, так и с дискриминацией со стороны работодателей. Вместе с Центром занятости и представителями бизнеса мы разработали программы бесплатного профессионального обучения для ромов по таким специальностям, как швея, сварщик, электрик. Третье — отсутствие документов: у многих ромов нет ни свидетельства о рождении, ни паспорта. Чтобы их оформить, приходится обращаться в суд, но судьи часто отказывались принимать заявления из-за отсутствия все того же удостоверения личности. Замкнутый круг. После совместной работы с миграционной службой и ЗАГСом мы нашли решения, которые упростили процедуру.

– Стратегия была рассчитана до 2020 года. Что стало с документом после?

– Впоследствии я участвовал в разработке предложений по ее продлению до 2030 года, однако из-за войны реализация, увы, была приостановлена до недавнего времени. Распоряжением Кабинета Министров Украины была принята Стратегия содействия реализации прав и возможностей лиц, принадлежащих к ромскому национальному меньшинству, в украинском обществе на период до 2030 года.

– Как юрист и правозащитник вы помогаете не только ромам. Знаю, что вы создали в Черкассах организацию «Центр права», чтобы оказывать бесплатные юридические услуги малообеспеченным людям, и организовали систему выездных консультаций в селах. Более того, привлекли к этой работе Минюст Украины, Национальную полицию, офис Омбудсмена по правам человека. Как вам удалось создать эффективную систему решения социально важных проблем?

– Юридические услуги стоят дорого, и не каждый может себе позволить адвоката. При этом правовых проблем у людей накопилось много, а уровень правовой осведомленности невысок. Раздумывая о способах решения этой проблемы, я пришел к мысли создать Центр бесплатной правовой помощи, сотрудники которого объясняли бы людям их права. Со временем стало очевидно, что особенно остро потребность в правовой поддержке ощущается в отдаленных районах, жители которых часто не имеют финансовой или физической возможности добраться до города и получить помощь специалиста. Поэтому мы начали выездные консультации по самым распространенным вопросам — земельного права, наследства, социальных выплат, регистрации имущества. Когда люди научились грамотно составлять обращения в различные инстанции, им стало легче защищать свои права, работа чиновников также упростилась и ускорилась. Мы начали сотрудничать с Центром вторичной правовой помощи Минюста Украины, управлением по обеспечению прав человека в Национальной полиции, Черкасской мэрией и Управлением юстиции в Черкасской области. Такая комплексная модель не имела аналогов в других правозащитных организациях.

– Не имела? То есть впоследствии ваши методики удалось адаптировать в других регионах страны?

– Вы правы, мои подходы к работе стали прототипом для масштабирования подобных инициатив в других регионах Украины — я консультировал коллег из Закарпатской области, Ужгорода, Кировоградской области, Полтавской области. Они изучили наши подходы и успешно реализовали похожие проекты у себя. Война остановила эту работу, но сейчас мы ее возобновляем и рассчитываем на дальнейшее расширение наших практик.

– Вы состоите в таких организациях, как «Мережа правового розвитку» и «Конгресс ромен Украины». Ваше участие помогло им заключить сотрудничество с ОБСЕ, ПРООН, USAID и решить десятки тысяч правовых кейсов малообеспеченных граждан. Как вы считаете, какие системные барьеры в доступе к правосудию вам удалось сдвинуть?

– Самый большой барьер — это недоверие людей к закону. Многие убеждены, что все можно решить только по знакомству или за деньги. Когда мы начали проводить тренинги, давать бесплатные консультации, показывать, что можно добиваться справедливости законным путем, люди начали пробовать. И когда у них получалось, они звонили в наш офис, приходили лично поблагодарить. Для нас это было и остается самым большим стимулом продолжать работу.

Источник материала
loader