Пасха — самый торжественный праздник для христианского мира, который несет верующим главную идею победы жизни над смертью. Иисус Христос искупил грехи человечества своим страданием и непоколебимой верой и верностью истине и закону Божьему. Прихожане посещают церковную службу, святят паски, крашанки и писанки. Обряд потребления пасок — ритуал принятия веры в спасителя Бога Иисуса Христа.
В каждом уголке Украины пасхальные корзины невероятно богаты народными традициями. Поражает разнообразие оформления пасок, причудливость и глубина орнаментов писанок, торжественная сакральность сюжетов на рушниках. А есть ли особые пасхальные узоры на украинских вышиванках?
Мало кто знает, что украинское искусство вышивки не обошло вниманием этот величественный христианский праздник. Оказывается, есть вышитые орнаменты, посвященные именно теме воскресения, потому что они носят название «Паска» и «Великдень».
Известная участница украинской кооперации, общественный деятель Галичины Ольга Антоновна Бачинская (1895–1951) была неутомимой собирательницей вышивок. В 2024 году была впервые опубликована коллекция ее зарисовок орнаментов из фондов Стрыйского краеведческого музея «Верховина».
Ольга Бачинская чуть ли не самая первая зафиксировала на украинском материале название узоров «Паска» и «Великдень» из Городенковщины и зарисовала их.
Распространение орнамента «Паска» на женских сорочках проследила другая выдающаяся исследовательница украинских вышиванок— Ирина Свйонтек.
Как давно появился вышитый узор «Паска»? Точного ответа не найти, поскольку исследователи обратили внимание на этот узор только в ХХ веке. Но есть же источники различных изображений, которые могут помочь раскрыть часть скрытой истории. Мы должны вспомнить учредителя научных мастерских изучения украинской орнаментики Ольгу Петровну Косач, широко известную как Олена Пчилка. По информации ученых киевского Музея выдающихся деятелей украинской культуры, в 1874 году Олена Пчилка получила в подарок от своего галицкого приятеля Мелитона Бучинского вышитый коврик. Среди вышитых узоров есть и похожий на орнамент «Паска». Так история этого орнамента переходит в ХІХ век.
Почему именно такая геометрия завитков у пасхального узора? Прежде всего это связано с особенностями выпекания пасок на западных территориях Украины. Паску с завитками можно увидеть в издании «Гуцульщина» Владимира Шухевича. Украшение космачских пасок и сейчас напоминает узоры вышивки.
Почему такие завитки орнамента народ начал связывать с христианской традицией? Похожие рисунки люди могли видеть в храмах. Росписи украинских церквей имеют в орнаментике крест в виде завитков.
Изображение такого закрученного креста есть и на фресках Софии Киевской, построенной в начале ХІ века, и на мраморном саркофаге Ярослава Мудрого. Во Владимирском соборе в Киеве также можно увидеть этот мотив.
Есть этот узор и на старинных иконах. Древний мастер подал видение накидки Богоматери — мафория — с таким крестом и завитками, что напоминает вышивку золотыми нитями на холсте.
Украинские вышивки несут информацию об истории и культуре украинского народа, который, пройдя через исторические испытания, сохранил идентичность и единство. Праздник Пасхи утверждает победу добра над злом, жизнь над смертью.
Пусть наступит победа Украины!