Взаимодействовать с российским диктатором Владимиром Путиным с целью достижения мира в войне РФ против Украины далеко не так просто, как считал президент США Дональд Трамп. Хотя предвыборные заявления Трампа о прекращении войны "за 24 часа" были просто громкой риторикой, у главы Белого дома действительно было намерение остановить боевые действия до Пасхи, пишет The Times.
"Выделив" на этот процесс три месяца, Трамп передал ведущую роль в переговорах по войне РФ против Украины своему приятелю Стиву Уиткоффу, которого назначил спецпредставителем по Ближнему Востоку, — так, будто решения продолжающегося десятилетиями израильско-палестинского конфликта и возобновления ядерных переговоров с Ираном было недостаточно.
Заявление государственного секретаря США Марко Рубио о том, что Трамп может выйти из мирных переговоров, если не увидит признаков прогресса, отражает осознание того, что мирного соглашения может и не быть.
Признаки нетерпеливости американского президента периодически прорывались наружу, в частности, во время его спора с президентом Украины Владимиром Зеленским в Белом доме.
В конце концов Украина подтвердила готовность к безусловному прекращению огня и переговорам. Но такого обязательства от Путина не было. Российский диктатор, похоже, откажется и от 30-дневной паузы в атаках на энергетическую инфраструктуру, которую РФ и без того не соблюдала.
На прошлой неделе Уиткофф встретился с Путиным в Москве, а в четверг, 17 апреля, вместе с Рубио находился в Париже, где информировал европейских и украинских дипломатов о ходе этих переговоров.
Зеленский обвинил Уиткоффа в поддержке российских нарративов. Между тем, Трамп сделал несколько предупреждений Путину, угрожая дополнительными санкциями против покупателей российской нефти.
Но впоследствии президент США снова направил свой гнев на Зеленского, обвинив Украину в войне, прежде чем несколько отступить от этой риторики.
"Я не возлагаю ответственность на Зеленского, но я не в восторге от того, что началась война", - сказал Трамп во время встречи с премьер-министром Италии Джорджей Мелони.
Трамп не в восторге и от того, что его другое громкое обещание — достичь прекращения огня в Газе, провалилось через несколько недель после возобновления военной кампании Израиля в анклаве.
Предупреждение Рубио о том, что США могут выйти из переговоров по войне РФ против Украины при отсутствии признаков прогресса, напоминает внезапный отказ от переговоров с лидером КНДР Ким Чен Ыном во время первого срока Трампа в Белом доме.
На этот раз Трамп лично не участвовал в переговорах с РФ, разговаривая с Путиным по телефону, вместо того чтобы встретиться лично на саммите.
Кого бы Трамп не обвинял, если процесс сорвется, Украина, скорее всего, будет в проигрыше. Решение Трампа о кратковременном прекращении предоставления Украине разведданных в марте сделало страну более беспомощной в защите от российских ракетных ударов. Украина также нуждается в системах Patriot, и нет никаких гарантий, что Вашингтон обеспечит новые поставки. Путин, тем временем, делает все возможное, чтобы исчерпать эти запасы посредством таких атак, как недавний разрушительный удар по Сумам.
Российский диктатор считает, что именно в этом году может выиграть войну, по крайней мере, с точки зрения установления полного контроля за временно оккупированными территориями четырех украинских областей, которые он уже объявил частью России. Трудно представить, что может предложить Трамп, чтобы убедить Путина остановиться, прежде чем тот будет готов.
Трамп оказался перед решающим моментом, когда ему придется либо оказывать прямое давление на Путина, либо отказаться от своего стремления к достижению мира. Но он уже "обустроил" все так, чтобы ответственность за провал была на Зеленском, резюмирует издание.
The Guardian пишет, что угрозами выйти из мирных переговоров по Украине команда Трампа демонстрирует недостаток опыта и терпения, пока для Киева мирный процесс остается вопросом выживания. Хотя Трамп и обещал быстро остановить войну, его администрация, похоже, не готова к сложным переговорам.
Как писал историк и философ Ювал Ной Харари в статье для Financial Times, Трамп считает, что слабые должны уступать сильным — и тогда не будет конфликтов. Но такое видение мира может привести к глобальной войне и экологической катастрофе.