В Европе существует значительный дисбаланс в распределении тактического ядерного оружия: Россия владеет большим количеством таких вооружений, Франция имеет ограниченный арсенал, а Великобритания полностью отказалась от них в 1990-х годах.
Как и во время Второй мировой войны, победа часто зависит от способности мобилизовать множество танков, солдат и авиации. Однако в современных условиях, когда у стран нет возможности быстро наращивать такие ресурсы, возникает вопрос: как достичь эффекта массовости или по крайней мере создать угрозу его применения без значительных человеческих и технических ресурсов?
Как бы шокируя это ни звучало, но единственным практическим ответом может быть тактическое ядерное оружие, или, по крайней мере, угроза его применения, считает полковник армии Великобритании в отставке Хэмиш де Бреттон-Гордон.
Полковник добавляет, что российские войска имеют или вскоре будут массу танков, солдат и беспилотников, чтобы преобладать на современном поле боя.
"Хотя Британия и другие европейские армии наконец-то проснулись перед новым вызовом США и России, мы все говорим о сотнях танков, в то время как Путин говорит о тысячах. У нас нет танковых и авиационных заводов, чтобы выровнять этот баланс в ближайшее время", — считает он.
Де Бреттон-Гордон также сомневается, сможет ли будущий Стратегический оборонный обзор Британии быть достаточно радикальным, чтобы предотвратить дальнейшие конфликты в Европе. Он также подчеркивает отсутствие поддержки со стороны США по этому вопросу.
Учитывая это, он считает, что тактическое ядерное оружие является мощным средством приумножения силы на поле боя и обеспечит массовый эффект, значительно превышающий любые обычные силы, которые "мы сможем собрать сегодня или даже через десятилетие".
"Как бы мы ответили, или скорее — как мы можем ответить, если Путин нанесет ядерный удар по Сувалскому коридору? Вряд ли мы захотим вызвать Армагеддон, запустив ракеты Trident по Москве. Вероятно, имея разгромленную сухопутную армию, мы бы просто сдались и позволили захват Балтии, а возможно — и других территорий. И, скорее всего, именно на это и рассчитывает Путин", — пишет полковник.
Полковник добавляет, что лучшей реакцией был бы тактический ядерный ответ — разгромить армию Путина так, как он уничтожил нашу. Сам факт существования такой опции имел бы мощный сдерживающий эффект, равно как ее отсутствие, вероятно, воспринимается им как окно возможностей.
"Ядерное оружие — одна из моих сфер специализации, и я считаю, что учитывая уровень и потенциал британского Научно-исследовательского центра атомного оружия, не слишком сложно будет в короткие сроки создать соответствующую боеголовку и установить ее на соответствующую систему (или системы)", — утверждает де Бреттон-Гордон.
Он добавляет, что эффект сдерживания от тактического ядерного оружия будет значительно больше, чем тот, который могут обеспечить небольшие силы Британии, состоящие из более сотни танков Challenger 3, какими бы отличными каждый из них ни был отдельно.
"Ядерное оружие на поле боя демонстрирует силу как ничто другое", — подытожил полковник.
Ранее Ян Филипп Бургард, главный редактор телеканала WELT утверждал, что Европе нужен собственный ядерный щит, чтобы она наконец-то стала способна защищать себя.