Уже в июне заканчивается действие автономных торговых преференций ЕС, введенных Евросоюзом в 2022 году и временно отменивших тарифные ограничения для доступа украинских товаров на рынок ЕС. Среди них важнейшими были тарифные квоты на отдельные категории украинской аграрной продукции. Льготный режим стал ключевым для поддержки украинского экспорта в условиях войны, и он, скорее всего, будет отключен уже 5 июня.
В случае возвращения к предыдущим условиям зоны свободной торговли с тарифными квотами — наиболее негативного из возможных сценариев — Украина ежегодно будет терять 1,5 млрд долл. экспорта в ЕС. Это ударит по аграрному сектору, где квоты ограничивают поставки пшеницы, мяса птицы, яиц, сахара, меда и некоторых других продуктов.
Об этом говорится в исследовании, опубликованном Институтом экономических исследований совместно с Berlin Economics «The expiration of EU Autonomous Trade Measures for Ukraine: What's next — Four scenarios and implications».
Да, конечно, дружба, поддержка, солидарность с Украиной, ставшей жертвой полномасштабного российского вторжения, никуда не деваются, но (это слово ключевое) фермеры Евросоюза не должны страдать из-за необходимости конкурировать с украинской агропродукцией. Стоит вспомнить блокирование пропуска украинского зерна польскими фермерами ровно год назад. Следует прислушаться к недавнему заявлению премьер-министра Польши Дональда Туска на открытии Европейского форума новых идей о том, что пришло время перестроить и реполонизировать польские экономику, рынок и капитал, что Польша не будет наивным партнером в этом все более жестоком соревновании в эгоизме на мировых рынках.
Введенные в 2022 году торговые преференции стали существенной поддержкой для экономики воюющей Украины. Однако ряд стран — членов ЕС, включая Польшу, Венгрию и Францию, выступают против дальнейшего продления этих мер. Стоит заметить, что Польша, Венгрия, Словакия и Болгария уже ввели односторонние ограничения на импорт зерна из Украины. Потенциальные последствия отмены нынешних торговых преференций и стали предметом совместного исследования.
Суть проблемы
В июне 2022 года ЕС ввел автономные торговые меры (АТМ), которые временно предоставили Украине полный доступ к рынку ЕС, превышая обязательства Углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (УВЗСТ). Эти меры отменили или приостановили тарифные барьеры, в частности квоты (TRQs), применявшиеся ЕС в рамках УВЗСТ. Благодаря АТМ, украинский экспорт в ЕС товаров, которые ранее подпадали под квоты, удвоился — с 2,3 млрд долл. в 2021 году до 4,7 млрд долл. в 2024-м. Однако действие АТМ истекает в начале июня 2025 года, и, судя по всему, они не будут продлены, что создает неопределенность относительно будущего регулирования торговли украинскими товарами.
Если разложить влияние АТМ на украинский экспорт по полочкам, увидим следующую картину:
- экспорт сверх установленных в рамках УВЗСТ квот вырос до 4,0 млрд долл. в 2024 году по сравнению с 1,8 млрд долл. в 2021-м;
- доля ЕС в украинском экспорте товаров, подпадающих под квоты, увеличилась до 42% в 2024 году;
- количество товарных позиций с экспортом сверх квот выросло с 11 в 2021 году до 18 в 2024-м.
Основными категориями украинского экспорта в ЕС в 2024 году были:
- кукуруза — 2,3 млрд долл., что почти в два раза больше, чем в 2021-м;
- пшеница — 1,1 млрд долл., это в 22 раза больше;
- птица — 392 млн долл., рост в 1,8 раза;
- сахар — 204 млн долл., что в 18 раз больше, чем в 2021-м.
Что же произойдет после отмены автономных торговых мер? Исследователи предложили несколько сценариев. Среди них, как водится, есть пессимистический, сдержанный и оптимистический. Итак…
Пессимистический сценарий
Если произойдет откат к квотам УВЗСТ, то украинский экспорт в ЕС упадет на 1,499 млрд долл. по сравнению с 2024 годом, и, увы, этим потери не ограничатся, — к ним добавятся еще 89 млн долл. из-за недополучения налога на прибыль предприятий. В целом Украина потеряет около 3,6% общего экспорта и 0,8% национального ВВП. Существенно, учитывая, что экономика страны в перманентном кризисе, а ее стабильность во многом зависит от объемов валютных поступлений, в том числе и от экспортеров.
А они точно богаче не станут, ведь возвращение к оригинальным квотам УВЗСТ приведет к восстановлению пошлин на 85% украинского экспорта в ЕС. Это больно.
Менее пессимистический сценарий
Если вдруг ЕС вернется к квотам УВЗСТ для ряда чувствительных товаров, но отменит прочие квоты, украинский экспорт в ЕС все равно снизится, но примерно на 1,196 млрд долл. по сравнению с 2024 годом.
Фискальный эффект для бюджета Украины будет не таким драматичным, хотя потеря 69 млн долл. поступлений, как ни крути, серьезна. Итого экономика Украины потеряет около 2,9% общего экспорта и 0,7% ВВП Украины.
Чувствительные товары — это пшеница, кукуруза, овес, птица, сахар и мед. Торговля пшеницей и сахаром может вернуться в рамки квот УВЗСТ.
Оптимальный сценарий: увеличение квот для чувствительных товаров и отмена прочих квот
Сценарий этот, по мнению аналитиков, вполне реалистичный, несмотря на текущую сложность переговоров о будущем торговли Украины и ЕС. Он, с одной стороны, удовлетворит требования европейских аграриев, с другой — минимизирует потери Украины, если, к примеру, в Союзе отменят квоты на экспорт промышленной продукции. При таком раскладе и Украина, и ЕС останутся при своих, мы — даже в небольшом выигрыше. Вот как это видят исследователи:
- рост украинского экспорта в ЕС на 77 млн долл. по сравнению с 2024 годом;
- фискальный эффект для Украины: дополнительные 5 млн долл.;
- фискальный эффект для ЕС: потеря 8 млн долл.;
- влияние на экономику Украины: увеличение экспорта составит около 0,19% общего экспорта и 0,04% ВВП Украины (2024).
Реализация такого сценария позволяет сохранить статус-кво, не теряя поддержку для Украины, но устанавливая ограничения на расширение украинского экспорта вплоть до обретения полноправного членства в ЕС.
Наконец, менее реалистичный, но…
Очень оптимистический сценарий
Исследователи представили, что будет в случае полной либерализации торговли с ЕС. А будет вот что:
- увеличение украинского экспорта в ЕС на 290 млн долл. по сравнению с 2024 годом;
- фискальный эффект для Украины: дополнительные 21 млн долл. налоговых поступлений;
- фискальный эффект для ЕС: потеря 8 млн долл.;
- влияние на экономику Украины: увеличение экспорта составит около 0,7% общего экспорта и 0,2% ВВП Украины по сравнению с 2024 годом.
Основными выгодополучателями в этих фантастических условиях станут производители птицы и сахара.
Получается картинка, подобная текущему статус-кво в рамках АТМ, но добавляется долгосрочная предсказуемость, которой так не хватает при нынешних автономных мерах. Однако существующие проблемы, связанные с украинским экспортом в ряд стран Евросоюза, не будут решены и даже могут усилиться, что делает сценарий не слишком реалистичным.
***
Результаты исследования подчеркивают важность поиска сбалансированного решения, которое будет учитывать как потребности украинских экспортеров в стабильном доступе к рынку ЕС, так и озабоченность отдельных стран — членов ЕС по поводу влияния украинского импорта на их внутренние рынки. Компромиссом может стать оптимальный сценарий, предусматривающий установление квот для чувствительных товаров на уровне фактического экспорта 2024 года с одновременной отменой других квот, что позволит сохранить большинство текущих торговых потоков вплоть до полной интеграции Украины в Евросоюз. Увы, такой результат могут дать только плодотворные переговоры с европейскими партнерами с акцентом на том, что для огромного количества украинской продукции рынок ЕС является не конечным пунктом назначения, а лишь транзитной магистралью. Что европейские логистические центры и перевозчики как никто заинтересованы в этом транзите как стабильном источнике заработка. И, конечно, что новая напряженность в глобальной торговле — повод для сближения с предсказуемыми и надежными поставщиками, а не отмежевания от них. К сожалению, на сегодняшний день мы таких диалогов не наблюдаем, хотя до отмены текущего режима торговли осталось чуть больше месяца.
Справка ZN.UA
Методологические аспекты
Исследование базируется на:
- оценке базовых данных из украинских источников (цены) и европейских источников (объемы);
- частичной равновесной модели для оценки эффектов;
- допущении, что фискальное влияние для Украины оценивается как недополученный налог на прибыль предприятий от дополнительной прибыли АТМ;
- определении чувствительных продуктов на основе критериев: уровень пошлины ЕС вне квоты, запрет на импорт из Украины, введенный с 2023 года, и введение механизма экстренного торможения.