Война оказывает влияние на детей и формирует поколение. Дети сейчас переживают события, которые будут определять их будущее. И от взрослых зависит, на что они превратят этот опыт — в силу или боль, пишет коммуникационный менеджер ОО "Форпост" Людмила Замирская в статье "Говорить, чтобы исцелиться: как опыт войны изменяет психику поколений"
Психолог, кандидат психологических наук Ирина Семкив отмечает, что у детей нет достаточных необходимых психических инструментов, чтобы они могли без помощи родителей справиться с травматическим опытом.
Автор статьи указывает, что если ребенок не осмыслит и не проговорит то или иное событие, то оно оставит след в его психике, а также "застрянет" в теле.
Замирская сообщает, что незрелые реакции могут закрепиться и проявиться во взрослой жизни. В частности, в виде чрезмерного страха, повышенной тревожности, панических атак или в противоположном виде — как отрицание опасности и безрассудный героизм. В статье отмечается, что, несмотря на то, что человек может не помнить травматическое событие, однако его тело реагирует на определенные триггеры. То ли на цвет, то ли звук, то ли ситуацию, напоминающую прошлое.
Психолог объясняет, что для детей важную роль играет именно эмоциональная стабильность находящегося рядом взрослого, поскольку они очень чувствительно считывают состояние родителей или других родных.
"Если мама, отец, бабушка или другой взрослый сами не осмыслили ситуацию и демонстрируют страх, растерянность или ужас, то именно эти эмоции в первую очередь и перенимает ребенок. Даже если ничего не озвучивать, ребенок интуитивно улавливает напряжение и невысказанные переживания", - отмечает Семкив.
Психолог указывает, что взрослый, дезориентированный и изможденный, сам по себе представляет риск. Замирская пишет, что только тот взрослый, который отрегулировал свои эмоции, сможет помочь ребенку в регуляции негативных эмоций и легко найти нужные для этого слова.
Семкив подчеркивает, что оставлять ребенка один на один с травматическим контентом (фото, видео, новостями) особенно опасно. По ее словам, если взрослые не объясняют ребенку происходящего или не могут сами понять ситуации, то ребенок остается с неозвученной травмой и фантазиями на событие.
"Если же взрослые могут осмыслить событие, объяснить его ребенку, быть для него "эмоциональным контейнером", то риск травматизации существенно снижается", – утверждает психолог.
Семкив указывает, что родители должны быть честными и объяснять детям сложную информацию в мягкой и безопасной форме. Она также добавляет, что психика детей имеет большой ресурс для самовосстановления.
Если ребенок значительное количество раз возвращается к определенному событию, рассказывая о нем родителям, друзьям, то, по словам психолога, это нормальный процесс интеграции опыта. ив отмечает, что такие действия означают, что детская психика работает и что ребенок готов обсуждать это событие.
Однако специалист добавляет, что не стоит давить на ребенка, он должен сам решать, когда ему говорить о событии, и важно быть рядом с ним и выслушать его. Отмечается, что ребенку помогают переосмыслить произошедшее и снизить телесное напряжение во время разговора вопросы типа: "Что ты подумал тогда?", "Что почувствовал?".
"Чем больше возможностей у ребенка представить и осмыслить событие, чем больше он может об этом говорить, тем выше вероятность, что это событие интегрируется в его жизненный опыт", - отмечает психолог.
Она также утверждает, что в таких условиях тело в будущем не будет страдать.
"Это касается и детей, и взрослых. Именно для этого мы и должны говорить о травматических событиях", - добавляет Семкив.