/https%3A%2F%2Fs3.eu-central-1.amazonaws.com%2Fmedia.my.ua%2Ffeed%2F8%2F76965062e230d6e944982eca5afac732.jpg)
США хотят получить контроль над украинскими электростанциями: вырастут ли цены на свет?/Американцы считают, что смогут хорошо управлять нашими АЭС
США могут взять под свою "опеку" украинские атомные станции. Причем, речь идет не только о Запорожской АЭС, которая вот уже три года как оккупирована врагом, но и о тех, что находятся под полным контролем Украины. "Апостроф" разбирался, насколько это возможно, есть ли смысл в таком шаге, связан ли он с рисками, и, что немаловажно, вырастут ли вследствие этого тарифы на электроэнергию.
США претендуют не только на украинские недра, но и на нашу электроэнергетическую инфраструктуру. По утверждению американских чиновников, вопрос владения объектами электроэнергетики Украины обсуждается в рамках мирных инициатив президента Дональда Трампа.
Накануне своего телефонного разговора с президентом России Владимиром Путиным, который состоялся 18 марта, Трамп заявил, что помимо прочего будет с ним "говорить об электростанциях".
Учитывая, что позже американский президент признался, что до официального телефонного разговора с российским коллегой он провел с ним несколько тайных бесед, можно предположить, что тема электростанций поднималась ими и раньше.
Изначально предполагалось, что предметом обсуждения является Запорожская АЭС – крупнейшая атомная электростанция в Украине и всей Европе, которая вот уже три года находится под российской оккупацией. Передача ЗАЭС под контроль США могла бы стать одним из компромиссов мирных переговоров сторон.
Однако позже об АЭС начали говорить во множественном числе.
"Соединенные Штаты могли бы быть очень полезны в управлении этими электростанциями с их экспертными знаниями в сфере электричества и коммунальных услуг", - говорится в совместном заявлении госсекретаря США Марко Рубио и советника по национальной безопасности американского президента Майка Уолтца.
Возможность передачи украинских АЭС под контроль США подтвердил и министр энергетики Крис Райт: "Мы имеем огромный технический опыт в Соединенных Штатах, чтобы управлять этими станциями".
Ну и, наконец, Дональд Трамп 24 марта, фактически, конкретизировал ранее им сказанное, заявив, что в ходе переговоров обсуждается вопрос принадлежности украинских электростанций.
При этом украинская сторона продолжает настаивать, что обсуждается только совместное с США управление Запорожской атомной станцией.
Шанс для ЗАЭС?
В Украине всего пять атомных электростанций. В 2000 году была выведена из эксплуатации Чернобыльская АЭС. 24 февраля 2022 года ЧАЭС была захвачена российскими военными, 31 марта - освобождена. Запорожская АЭС оккупирована Россией с 4 марта 2022 года. Хмельницкая, Ровенская и Южно-Украинская АЭС остаются в работе.
Возможна ли в принципе передача контроля над нашими атомными станциями американской стороне?
"Они находятся в собственности украинского народа и управляются правительством. И правительство вполне может заключить какое-нибудь консорциумное управление или передать кому-то в управление. Я здесь особых проблем не вижу", - сказал в комментарии "Апострофу" эксперт по вопросам энергетики Андрей Закревский.
По словам главы совета Украинской ассоциации возобновляемой энергетики, основателя Харьковского энергетического кластера Станислава Игнатьева, однозначного запрета на владение кем-либо украинских электростанций в законодательстве действительно нет.
"Однако в соответствии с соглашением между "Энергоатомом" и "Евроатомом", у "Энергоатома" есть кредит в размере 300 миллионов евро, который должен быть погашен до 2031 года. И, пока "Энергоатом" не погасит этот кредит, не будет возможности передать в управление – или любая другая форма (контроля) – другим физическим или юридическим лицам, резидентам или нерезидентам, - рассказал эксперт изданию. - Но в соглашении есть такая трактовка: если "Евроатом" не будет возражать против передачи прав, то это будет возможно, или - если будет дефолт одной из сторон. И, возможно (в случае дефолта "Энергоатома" - "Апостроф") американская сторона покроет этот долг".
Эксперты поддерживают идею передачи американской стороне контроля над Запорожской АЭС.
Один из вариантов – действовать через МАГАТЭ, членом которой являются и Соединенные Штаты.
"Есть директивы в отношении управления, и, как вариант, можно было пойти через МАГАТЭ, - говорит Андрей Закревский. - Но это нужно давно было сделать, и наш регулятор должен был запретить эксплуатацию (ЗАЭС)".
По мнению Станислава Игнатьева, передача Запорожской атомной станции под контроль США - это чуть ли ни единственный способ вырвать ее из оккупации.
При этом в пакет о контроле должна также попасть Запорожская ТЭС (входит в ДТЭК Рината Ахметова – "Апостроф"), которая обеспечивает балансировку работы ЗАЭС, а также город энергетиков Энергодар и пути подъезда к станции.
"То есть, если это соглашение заработает, если оккупант на это согласится, это приведет к деоккупации сотен квадратных километров, и это, конечно же, большой плюс", - сказал Игнатьев.
Выведение ЗАЭС из-под российского контроля также необходимо для возобновления надлежащего технического обслуживания станции, в том числе, касающегося американского топлива Westinghouse.
Можно, но зачем?
Однако в том, что касается других украинских атомных электростанций, столь очевидной однозначности нет.
"Это бессмысленно, и нам, на самом деле, ничего не дает", - убежден Андрей Закревский.
В частности, по его словам, американский контроль не станет дополнительной гарантией безопасности для этих объектов от российских обстрелов.
В свою очередь, Станислав Игнатьев считает, что по аналогии с анонсированным соглашением о полезных ископаемых американцы могли бы войти только в новые проекты нашей атомной энергетики.
"Было бы очень неплохо, если бы тот же Westinghouse с американскими корнями зашел в достройку энергоблоков на Хмельницкой АЭС (в отношении ХАЭС у государства очень большие планы - "Апостроф"), - говорит эксперт. - Это не только решит проблему электрической энергии, но и поможет превратить Украину в крупный энергетический хаб для стран Восточной Европы".
Кстати, украинская энергетика – это не только АЭС, но и, например, тепловые электростанции. В состав государственной компании "Центрэнерго" входят Трипольская ТЭС в Киевской области, Змиевская ТЭС в Харьковской области и Углегорская ТЭС в Донецкой области. Последняя оккупирована врагом, а Трипольская и Змиевская фактически уничтожены в результате вражеских ракетных обстрелов.
Важным игроком на отечественном рынке тепловой энергогенерации является ДТЭК. Большая часть его ТЭЦ либо под оккупацией, либо разрушены.
До российского вторжения у государства были планы выставить "Центрэнерго" на приватизацию, и, возможно, их удастся реализовать после наступления мира или, по крайней мере, перемирия. Хотя из-за серьезных разрушений станций компанию, вероятно, будет сложно продать.
Также вполне возможно, что и ДТЭК решит избавиться от части своих проблемных энергоактивов.
Впрочем, на особый интерес американцев к нашим ТЭС, а, точнее, к тому, что от них осталось, вряд ли стоит рассчитывать.
"На сегодня 94% тепловой генерации или уничтожены или сильно повреждены. К тому же, тепловые электростанции морально устарели, оборудование для них изготавливать очень сложно, мы потеряли очень много угледобычи, поэтому сложно их обеспечить сырьем, - рассказывает Станислав Игнатьев. - Целесообразнее рассматривать эти станции как энергетические площадки для новых интересных проектов – в первую очередь, газовой маневровой генерации, поскольку это намного дешевле, чем строить новую тепловую электростанцию, или малых модульных реакторов (которые также способны обеспечивать маневренность – "Апостроф")".
Плюсом является то, что ТЭС, даже полностью разрушенные, имеют всю необходимую энергетическую инфраструктуру, которую смогут использовать новые энергообъекты, построенные на их месте.
Что с тарифами на свет?
Если американский капитал войдет в украинские энергетические проекты – атомные или еще какие-то, новые собственники объектов генерации вряд ли захотят работать в убыток. А это может стать поводом для повышения тарифов на электроэнергию для населения.
"Любой бизнес, не только американский, будет стремиться продавать электроэнергию по рыночным ценам. А рыночная цена у нас сегодня от 9 до 11 гривен за 1 киловатт-час, в зависимости от региона", - сказал в комментарии "Апострофу" глава "Союза потребителей коммунальных услуг" Олег Попенко.
Однако тарифы на электроэнергию в Украине устанавливают не энергокомпании, а регулятор - Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ).
"НКРЭКУ у нас является относительно независимым органом, поэтому бояться не нужно, что влияние международных партнеров приведет к тому, что у нас значительно повысится цена на электроэнергию", - считает Станислав Игнатьев.
Напомниим, после повышения цен 1 июня 2024 года украинцы платят 4,32 гривны за 1 киловатт-час, а разницу между этим льготным тарифом и рыночным покрывают за свои средства две госкомпании – "Энергоатом" и "Укргидроэнерго". Если такая практика сохранится, то, вполне вероятно, какое-то время повышать цены на электричество для населения не понадобится. Однако, если атомные станции, которые сегодня входят в состав НАЭК "Энергоатом", перейдут под контроль американцев, делать это будет все сложнее.
К тому же, в рамках евроинтеграции Украина будет вынуждена поднимать тарифы до европейского уровня (в ЕС тарифы варьируются от 15 евроцентов до 40 евроцентов – от 6,75 гривны до 18 гривен - за 1 киловатт-час).
"Нас это ждет, я думаю, даже без американских партнеров – это только вопрос времени", - резюмировал Олег Попенко.
