Почти половина принятых Верховной Радой законопроектов во время двенадцатой сессии ІХ созыва парламента, а точнее 44%, президент Украины Владимир Зеленский подписал с нарушением сроков, говорится в анализе Лаборатории законодательных инициатив для ZN.UA «Парламент войны: Верховная Рада работает в военных условиях дольше, чем в мирных».
Аналитики отмечают, что хотя доля нарушений конституционных сроков на подписание законов в последнее время перестала расти, однако глава государства системно нарушает определенный законом срок 15 дней на подписание законопроектов, что по сути должно превращать их в законы.
«Это показатель того, как использование одной несогласованности в законодательстве может заблокировать весь законодательный процесс страны. Конституция предусматривает, что после принятия закона Верховной Радой у президента две недели на его подписание или возвращение с предложениями. Если же он этого не делает, закон считается одобренным. Однако в реальности этот законопроект не может вступить в силу», - подчеркивают эксперты.
Такая пассивность присуща не только нынешнему главе государства, но и использовалась предыдущими президентами. Но если закон так и не получает подписи, он зависает в некоем законодательном вакууме.
В качестве примера в ЛЗИ приводят законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о реформировании сферы градостроительной деятельности» №5655, который был отправлен на подпись президенту, но ни не подписан, ни заветирован. Или законопроект о повышении акцизов, который президент подписал через 3,5 месяца после принятия, из-за чего, по оценкам народного депутата Ярослава Железняка, с 1 января бюджет недополучил более 2 млрд гривен.
В то же время, повлиять на эту ситуацию фактически невозможно, поскольку Конституция не предусматривает механизма принуждения президента Украины к подписанию закона.
«Это и есть «тихое вето» — инструмент, позволяющий фактически игнорировать решения, принятые Верховной Радой», - добавляют эксперты.
Единственный способ изменить ситуацию — внести изменения в Конституцию, четко предполагающие, что делать, если президент не подписывает законопроект в установленный срок. Однако такие изменения будут возможны только после завершения войны.