Транзит российского газа — цена мира или новая угроза?
Транзит российского газа — цена мира или новая угроза?

Транзит российского газа — цена мира или новая угроза?

Транзит российского газа — цена мира или новая угроза?

На каких условиях можно обсуждать возобновление транзита газа через Украину?

В последнее время активно обсуждается вопрос возобновления поставок российского газа в Европу как части договоренностей о прекращении огня в Украине. Технически это сделать несложно, так как украинская ГТС все еще в состоянии транспортировать из РФ в Европу до 100 млрд кубометров газа в год. Но на каких условиях Украина может согласиться на это после остановки боевых действий?

Почти три месяца отсутствия транзита российского газа через Украину показали, что Европа уже вполне способна обойтись без дополнительных объемов этого газа, ранее поступавших через Украину (15 млрд кубометров в 2024 году). Даже такой активный лоббист продолжения транзита, как Словакия, вынужден был признать, что технических ограничений для поставок необходимого объема нероссийского газа в эту страну не существует, а правительство Фицо просто не хочет смириться с потерей дохода в 500 млн долл. от транзита российского газа, который ранее поступал через Украину.

Однако в прессе постоянно муссируются слухи о возможном возобновлении поставок российского газа в Евросоюз либо через «Северный поток», либо через Украину. Подобные обсуждения связывают с проходящими переговорами о прекращении огня в Украине и возможными условиями Москвы по постепенному снятию санкций с РФ в случае остановки боевых действий в нашей стране.

Очевидно, что Россия крайне заинтересована в возобновлении поставок на премиальный европейский рынок газа. С 2021 года она потеряла более 100 млрд кубометров годового экспорта газа в Европу, что подкосило финансовое положение «Газпрома». Отчаянные попытки этой российской компании перенаправить экспорт газа в страны Центральной Азии и Китай не принесли большого финансового результата, так как цены там в 2–2,5 раза ниже европейских, да и технические возможности по экспорту через трубопроводы ограничены, а возможности экспорта в виде СПГ у РФ незначительные из-за санкций США. Из-за такой сложной финансовой ситуации российское правительство было вынуждено начать повышать цены для внутренних потребителей газа, что привело к тому, что газ в РФ впервые стал стоить дороже, чем в США (90 долл. за тысячу кубометров в РФ против 80 долл. за аналогичный объем в США).

Спрос будет зависеть от цены, предложенной «Газпромом». Сейчас российский монополист продает газ Беларуси по 130 долл. за тысячу кубометров, Китаю — по 220 долл., Европе теоретически — по 250–300 долларов, как было до 2021 года, потому что себестоимость выросла не сильно. Сейчас Россия может быстро предложить Евросоюзу 80–100 млрд кубометров газа в год из части ранее закрытых из-за снижения спроса скважин (к 2021 году поставки газа из РФ в Европу достигали 150 млрд кубометров).

Кроме этого, Кремлю важно сохранить свое влияние на политические процессы внутри Европы через экспортные доходы. Венгрия и Словакия — яркие представители результатов такого влияния.

Путин и ряд крайних правых немецких политиков постоянно поднимают вопрос о возобновлении поставок российского газа в Германию через уцелевшую ветку «Северного потока» (27,5 млрд кубометров в год). Но официальные власти Германии исключают такую возможность. Более того, власти других североевропейских стран, а также Польши и стран Балтии выступают категорически против возобновления транзита по «Северному потоку», опасаясь повышения милитаризации Балтийского мора. Очевидно, что и Словакия будет против возобновления работы «Северного потока», так как это не вернет ей транзитные доходы. Возобновление транзита через Польшу также маловероятно и по политическим мотивам, и по чисто техническим, так как газопровод Ямал—Европа уже почти полностью интегрирован в работу польской ГТС.

Поэтому единственным возможным маршрутом возобновления поставок российского газа в ЕС остается Украина, ГТС которой все еще в состоянии транспортировать до 100 млрд кубометров российского газа в год.

Официальные лица Европейской комиссии и большинства стран ЕС, с одной стороны, не поддерживают идею возобновления транзита газа через Украину, но с другой — Евросоюз до сих пор не ввел санкции против российского трубного газа и СПГ, что позволяет РФ сохранять значительную долю на европейском рынке. Еврокомиссия постоянно подтверждает свою приверженность плану полного отказа от российского газа к 2027 году, и уже в этом месяце запланировано представить дорожную карту этого процесса. Поэтому в рамках мирных переговоров нельзя исключить согласие ЕК на возобновление транзита газа из РФ в ограниченном объеме на ограниченный срок (до 2027 года), что также позволит Евросоюзу дождаться выхода на рынок новых значительных объемов американского, канадского и катарского СПГ, ожидаемых в 2026–2028 годах.

Несомненно, важную роль будет играть позиция США. С одной стороны, действующая администрация Трампа постоянно требует от стран ЕС увеличить объемы закупок американского СПГ, поэтому сложно себе представить, что в Штатах позитивно воспримут идею значительного увеличения Европой импорта газа из РФ, — все-таки конкуренция. Но с другой — ради мирной сделки Трамп может согласиться на возобновление незначительных объемов импорта, до 15 млрд кубометров, так как это может иметь ограниченное влияние на экспорт американского СПГ в Европу.

Что касается Украины, то 400–600 млн долл. ежегодного дохода от транзита российского газа не являются для нее чем-то критически привлекательным. Поэтому вопрос возобновления транзита газа нужно рассматривать в более широком контексте договоренностей о прекращении огня и установлении долгосрочного мира.

Продолжение транзита российской нефти и его возобновление через украинскую территорию в Европу позволит РФ зарабатывать до 12 млрд долл. ежегодно. Соответственно, Украина вправе рассчитывать не только на транзитные платежи в размере 200 млн долл. за транспортировку нефти и 400–600 млн долл. — газа, но и на дополнительные весомые уступки со стороны РФ.

Во-первых, Украина должна получить контроль над ЗАЭС (мощностью 6 ГВт), что позволит ей сбалансировать свою энергосистему, значительная часть которой была уничтожена российскими ракетами и дронами, а также избавиться от импорта электроэнергии из ЕС, на который страна ежегодно тратит сотни миллионов долларов. Важно заметить, что для РФ контроль над ЗАЭС не имеет большого экономического смысла, так как она не сможет запустить в работу станцию, поскольку для ее работы необходимо восстановить Каховское водохранилище, что невозможно без согласия Украины.

Во-вторых, Украина вправе требовать получения 15–20% от экспорта нефти и газа (в денежном или натуральном виде) в качестве налога на транзит, которые бы поступали в специальный фонд бюджета Украины на восстановление украинских энергетики и нефтегазодобычи, уничтоженных в результате российских атак. Указанный процент является адекватным, так как отображает существующий на сейчас дисконт на российскую нефть Urals (14,3 долл./бар. при цене 60,8 долл./бар.), а также существующий дисконт на российский газ.

С целью ограничения влияния «Газпрома» на рынок газа ЕС, а также на политические процессы внутри Европы Еврокомиссия со своей стороны должна дополнительно настаивать на следующих условиях:

1) ограничить объемы импорта российского газа (как для всего Союза, так и для конкретной страны), чтобы не допустить восстановления зависимости стран ЕС от поставок из РФ;

2) осуществлять объединенные закупки газа (возможно, в рамках инициативы AggregateEU), а точка передачи газа европейским покупателям должна быть на границе Украина—РФ. Это позволит исключить возможность «Газпрома» устанавливать политически мотивированные цены на газ для лояльных стран и энергетических компаний.

Теоретически можно вернуться к идее создания международного консорциума для управления украинской ГТС при участии американских и европейских компаний, чтобы повысить доверие европейских трейдеров к транзиту через Украину.

Источник материала
loader
loader